Аксессуары

Как открыть языковую школу для детей. Как открыть школу английского языка? Выбор подходящего помещения для школы

27.06.18 44 928 1

История предпринимателя из Санкт-Петербурга

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

  1. Начните с небольшого помещения и расширяйтесь по мере роста.
  2. Обставьте помещение, заведите свои учебные материалы.
  3. С самого начала занимайтесь продвижением. На старте главное, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе.
  4. Сфокусируйтесь на преподавателях. Хороших свободных преподавателей немного.
  5. Учитывайте сезонность. Открыть школу английского языка лучше к началу сентября.
  6. Ищите корпоративных клиентов.
  7. Делегируйте, не пытайтесь сделать все самостоятельно.
  8. Сами постоянно учитесь языку и методикам преподавания.

Идея

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину - за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт» .

Помещение

Начать решили с помещения. Сначала искали офис в крупном спальном районе - Приморском, но когда там места не нашлось, обратили внимание на Васильевский остров. Он находится рядом с центром, но языковых школ в 2010 году там было мало. Ксения поискала их в интернете и лично обошла потенциальных конкурентов, просто чтобы посмотреть их предложения и цены.

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

Подготовка

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее - мебель обошлась в 12 000 Р . Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

Тогда же сделали первую версию сайта «Лингвоэксперта». За разработку заплатили 50 000 Р , за продвижение в «Яндекс-директе» - 20 000 Р . Еще за 20 000 Р заказали логотип.

50 000 Р

заплатили за разработку сайта в 2010 году

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников. Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах. По соседству с офисом был фитнес-клуб - его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Расходы на запуск - 315 000 Р

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

50 000 Р

20 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Преподаватели

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р .

Преподавателей с большим трудом удалось переманить из других мест: мало кто хотел уходить из стабильных и зарекомендовавших себя школ в новую, неизвестную на рынке. Совмещать невозможно: самое популярное время занятий - вечер, и все вечера в школах, как правило, расписаны.

100 000 Р

зарплатный фонд на старте для преподавателей английского

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку - по 250-300 Р за час . В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

Время занятий

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат» . Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Корпоративные клиенты

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл» .

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей - ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы - зарплата преподавателю, другая половина - наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.


Сезонность

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, - сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон». Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% - за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны. В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене - 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

Фокус на корпоративных клиентах

В 2012-2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас» , «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола». Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому. Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов - деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают - это слишком дорого. Самый популярный уровень - «пре-интермедиат» . А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» - для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат» , потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.


За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2-3 человека , поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50-60 групп .

Академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году стоит 1200-1350 рублей. Цена зависит от удаленности офиса от центра и времени занятий. Например, группа из трех человек обходится компании в 1200 рублей за академический час. В месяц у группы может быть 8 занятий по 2 часа. Значит, месяц обучения трех сотрудников для компании стоит 19 200 рублей.

1350 Р

стоит академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.


Команда

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

В штате школы 50 преподавателей. Еще столько же работают по договору подряда в основной сезон занятий - сентябре-октябре. Новых сотрудников Ксения ищет на конференциях для преподавателей, которые регулярно посещает.

преподавателей в штате школы. Еще столько же работают по договору подряда

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10-12 кандидатами , чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.


Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро - в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт - интернет-обучение , работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник - помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.


Планы

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек - Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей . Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг .

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями. Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России. Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

В этом же году «Лингвоэксперт» запустил бета-версию нового продукта - чат-бота в Телеграме @lindaexpertbot, который обучает подписчиков лексике и грамматике. Это формат микрообучения, на которое у человека уходит по 5 минут в день. С ботом английский не выучишь, но можно поддерживать текущий уровень языка. Сейчас бета-версия бесплатна. Позже Ксения и Станислав планируют предлагать услуги чат-бота корпоративным клиентам за деньги.

Знание иностранного языка в глобализированном мире считается обязательным для образованного человека. Хорошим тоном является знать хотя бы один иностранный – английский язык. В связи с этим в городах появляется много школ и курсов иностранных языков, приглашающих в качестве учеников как школьников и студентов, так и взрослых людей и даже дошколят.

Итак, иностранных языков? Ответ содержится в этой статье!

Английского языка, необходимо произвести анализ рынка. Будущему директору стоит задуматься над вопросами:

  • каков будет формат школы: индивидуальное обучение или групповое;
  • на кого будет рассчитано обучение: малышей, школьников, абитуриентов, взрослых и т.д., для каждой социальной группы потребуется разработать свою методику и закупить отдельные методические материалы;
  • цель школы: просто научить языку, обеспечить подготовку к ЕГЭ, подготовить к жизни за границей, помочь с трудостройством и т.д., возможно открытие курсов переподготовки учителей с выдачей сертификатов;
  • сколько языков будет изучаться.

Не мешает на первом этапе проверить потенциальный спрос: оценить количество школ английского языка в городе, их наполняемость, уровень преподавания, месторасположение и т.д. Обычно сразу становятся ясны все достоинства и недостатки учебного заведения.

Важно сформулировать уникальное предложение, которое заинтересует самую широкую аудиторию, а также уберечься от ошибок, которые допустили конкуренты.

Пошаговая инструкция по открытию школы иностранных языков

  1. Анализ ниши, наблюдение за конкурентами, разработка УТП,
  2. Получение первоначального капитала (например, кредит).
  3. Получение лицензии на ведение образовательной деятельности.
  4. Поиск подходящего помещения, аренды илил выкуп.
  5. Проведение ремонтных работ, заказ вывески.
  6. Получение разрешения от СЭС и МЧС.
  7. Формирование преподавательского состава.
  8. Разработка педагогических программ.
  9. Закупка необходимого оборудования, мебели, методических пособий.
  10. Активная реклама, заключение договоров на обучение, формирование групп.
  11. С 1 сентября – начало занятий.

Регистрация школы

Для открытия школы потребуется:

  • или . Если школу организуют несколько человек, то проще организовать фирму. Если же учредитель планирует работать один или с привлечением наемных работников, то можно ограничиться и ИП. При выборе можно пользоваться “упрощенкой”.
  • Получение лицензии. Для ее оформления нужно обратиться в местный отдел образования, там подскажут, где и как ее получить. Обычно для этого приходится ехать в Обрназдор и представлять там свой бизнес-проект.
  • Аккредитация. На первом этапе можно обойтись и без нее. Этот документ позволит выдавать сертификаты государственного образца об окончании школы. Оформить ее можно после 5 лет успешной работы.
  • Переаттестация. Каждые три года педколлектив должен проходить переаттестацию для проверки соответствия должности.

Выбор помещения

Это ключевой момент для открытия школы, от которого зависит успех всего предприятия в целом. Есть два подхода:

  • арендовать (или выкупить при наличии средств) небольшой офис, либо арендовать класс в учебном заведении;
  • приобрести или арендовать целое здание.

На первых порах предпочительнее первый вариант. Если покупается целое здание (например, бывший детсад), то необходимо произвести в нем ремонт в соответствии с нормами законодательства. Для офисов же таких строгих требований нет. Конечно, придется пройти проверку СЭС и пожарного надзора и получить соответствующие разрешения, но это не так сложно.

Где следует выбирать здание?

Эксперты советуют располагаться:

Оптимальный размер помещения – 50 квадратных метров. В нем должно быть в обязательном порядке естественное освещение.

Не стоит забывать, что, возможно, придется вложиться в ремонт.


Закупка необходимого оборудования

В обязательном порядке понадобятся:

  • парты и стулья;
  • преподавательский стол и кафедра;
  • доска, мел, указка;
  • наглядные пособия (например, карта на иностранном языке, таблица времен, список основных неправильных глаголов и т.д.);
  • учебные комплекты: учебники, тетради, рабочие пособия;
  • журналы;
  • по желанию – проектор, интерактивная доска, телевизор, компьютеры или ноутбуки и т.д.

Конкретный состав пособий и комплектов будет зависеть от действующих учебных программ. Для каждой из них понадобится свой набор “инструментов”. Учебные программы можно разработать самим, взять из бесплатных источников или заказать у профессиональных преподавателей.

Формирование преподавательского состава

Если учредитель школы планирует стать преподавателем, это, конечно, снизит издержки. Однако для полноценной работы учреждению понадобятся дополнительные педагоги: хотя бы для более широкого охвата аудитории и получения прибыли.

Отбирать педагога следует по его профессиональным качествам и представленным портфолио, с опорой на отзывы и рекомендации с прежнего места работы. Хорошо, если преподаватель уже много лет ведет занятия по одной и той же методике. Так можно будет получить в команду разноформатных педагогов и расширить ассортимент предоставляемых услуги.

Набор учителей – процесс постоянный. Оптимально принимать новых в начале учебного года или перед Новым годом, тогда педагог имеет больший шанс набрать группу.

Основные правила

Следует придерживаться правил:

  • устанавливать в зависимости от нагрузки, никакой “уравниловки” – это будет мотивировать на дополнительный набор учеников;
  • один педагог – один язык, одна программа;
  • не забывать про повышение квалификации.

Поиск учеников

Самое сложное: найти желающих обучаться. Впрочем, если в городе “голод” на иностранные школы, то проблем с наплывом учеников не будет. Другое дело, если ниша занята и довольно конкурента. Здесь помогут следующие советы:

Новая школа должна предлагать что-то по-настоящему уникальное и интересное, должна быть фишка. Например, обучение ведется на компьютерах, предлагается общение с живыми носителями иностранного языка, проводится интенсивная подготовка к ЕГЭ педагогами вуза, имеются экспресс-курсы для бизнесменов и т.д.

Как сделать школу иностранных языков популярной?

  • печатная реклама в местах скопления людей: на остановках, на общественных досках, недалеко от школ и вузов;
  • на тематических площадках: на городских порталах, в группах в соцсетях и т.д.;
  • радиореклама;
  • телевидение.

Бизнес-план школы иностранных языков

Расходы на первоначальном этапе, если арендуется офисное помещение, планируется набрать 10 групп по 10 учеников, работать будут 5 преподавателей (не считая директора) по 5 программам:

  • регистрация ИП, получение лицензии в Обрнадзоре, – от 15 тыс. рублей;
  • поиск подходящего здания, получение разрешения от СЭС и МЧС – от 10 тыс. рублей;
  • ремонт (по необходимости) – от 50 тыс. рублей;
  • закупка необходимого инвентаря, в том числе мебели – от 80 тыс. рублей (на 10 учеников);
  • закупка книг, учебников, канцтоваров, рабочих тетрадей и т.д. – от 30 тыс. рублей (на 10 учеников по 1 программе), итого: от 150 тыс. рублей.

Первоначальный капитал: 305 тыс. рублей.

Ежемесячные затраты

  • аренда – от 50 тыс. рублей;
  • коммунальные услуг – от 10 тыс. рублей;
  • Ежемесячные доходы
    • стоимость 1 часа занятий – 500 рублей, в неделю проводится 2 занятия, в итоге за месяц прибыль с одного ученика – 4 тыс. рублей, со 100 учеников – 400 тыс. рублей.
    • проведение экспресс-курсов или индивидуальных занятий – от 50 тыс. рублей.

    Итого прибыль: 450 тыс. рублей.

    Чистый доход за месяц: 200 тыс. рублей.

    Надо будет заплатить 6% от дохода – в данном случае это 12 тыс. рублей. Таким образом, при правильном подходе через 3 месяца можно выйти на полную окупаемость.

    Еще следует учесть, что частные школы, в том числе школы английского языка, являются некоммерческими учреждениями. Следовательно, они не могут накапливать деньги на счетах. В идеале в сводной ведомости в конце месяца в графе итого должно значится “0”, иначе могут возникнуть проблемы с налоговой.

    Средства можно пускать в оборот, закупая новое оборудование, можно тратить их на выкуп недвижимости (если, к примеру, заключен договор аренды с последующим выкупом) или выдавать в виде зарплаты директору и остальному персоналу.

    Хотите открыть школу иностранных языков и не знаете с чего начать? Смотрите следующую видео-инструкцию:

Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.

В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).

Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.

Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.

У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.

Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля - не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.

Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.

Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.

Личный опыт

Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.

Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.

Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.

Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.

Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего - то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.

Объем инвестиций

Пошаговая инструкция

Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.

Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.

Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.

Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.

Ещё один путь - не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса - учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.

Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.

Личный опыт ​​​​​​​

Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.

Вообще, преподаватель - ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.

Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.

В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.

Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком - С1.

Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.

Личный опыт

Опытным путём мы выяснили, что для школы важна вывеска. Изначально мы считали, что сегодня люди ищут информацию, в том числе и о курсах, в интернете, а значит и вывески не нужны. Но оказалось, что когда мы сняли офис с фронтальной вывеской, 30% клиентов заходили к нам, просто проходя мимо.

На этапе становления бренда не стоит забывать про PR: публикации, бесплатные мероприятия, розыгрыши призов от партнеров. Старайтесь находить интересных партнеров и обмениваться аудиториями. Это очень полезно.

Даже при самой грамотной стратегии продвижения клиенты не будут заниматься у вас, если это будет неудобно по времени. На старте мы с партнёршей работали с 7 утра до 10 вечера сами, смотрели, в какое время люди наиболее активны. Изучив пики спроса и набрав штат профессионалов, мы установили рабочий день с 10:30 до 19:30. При этом наибольший наплыв происходит вечером: после работы люди приходят на встречи, тестирования, демо-уроки.

Кроме того, для удобства клиента приходится работать и в выходные, с чем поначалу была большая проблема. Поэтому мы разработали режим дежурств. Сейчас у нас есть человек, который работает по субботам, но не работает по понедельникам, а в воскресенье всегда дежурит один из координаторов по обучению. Получается, что сотрудник дежурит один раз в месяц в воскресенье и получает отгул в любой день, когда хочет. Таким образом, офис работает практически всегда, поэтому клиент может приехать в любой момент.

Само собой разумеется, что ещё задолго до открытия необходимо озаботиться поиском подходящего для школы помещения и его оформлением. И здесь также существует ряд правил.

Школа иностранных языков обязательно должна располагаться в месте с хорошей проходимостью. Мы для себя приняли как аксиому, что удалённость от метро составляет не более 6 минут хода. Допустимый показатель для Москвы - до 10 минут от метро.

В других городах также стоит ориентироваться на остановки общественного транспорта. Так или иначе, люди должны иметь возможность спокойно дойти до вас пешком, а не ехать на перекладных. Очень желательно, чтобы у школы была своя парковка, но в центре города с этим могут быть проблемы.

Многим начинающим предпринимателям кажется, что офис должен обязательно находиться в центре. Возможно, определённая доля правды в этом есть. Например, у нас центральный офис всегда забит под заявку. Но выбирая помещение «поцентральнее», важно учитывать один момент:

В центре конкуренты на каждом углу

Кроме того, арендные ставки в центральных районах достаточно высоки и могут различаться в разы. Например, вы можете снимать офис класса А, платя за это соответствующую цену, а конкурент буквально через дорогу арендует офис класса В, который по качеству почти ничем не хуже, но его цена гораздо ниже.

Стоимость аренды в конечном итоге влияет на стоимость курса для ваших студентов. Поэтому нужно адекватно оценивать средний чек, бюджет своего клиента. Даже те студенты, для которых деньги - не проблема, не хотят переплачивать просто за здание. Прежде, чем разоряться на антураж, подумайте, будут ли ваши клиенты за это платить.

При этом по принципу «чем дешевле, тем лучше» офис также выбирать не стоит. Слишком бюджетные варианты могут оказаться не совсем «чистыми» с юридической точки зрения.

Вопрос с помещением желательно решать совместно с юристом, чтобы он проверил договор и здание на «чистоту». Иногда всё выглядит идеально, но через пару месяцев выясняется, что здание принадлежит другим людям, и вас могут выгнать день в день. Это нанесёт вашей репутации серьёзный урон.

Строгих требований к назначению и состоянию помещения, к ремонту в нём, не существует. Желательно избегать формата open space. Стены должны быть возведены изначально, чтобы не пришлось делить помещение самостоятельно. В противном случае пострадает звукоизоляция, а значит и качество занятий.

Количество классов будет зависеть от загрузки школы. На начальном этапе достаточно 4-5 комнат (общая площадь - около 60-80 кв.м с учетом входной и административной зон). Большее количество не имеет смысла, поскольку классы будут пустовать. Это зачастую производит не самое хорошее впечатление на клиентов. Лучше со временем переехать в помещение большего размера в том же территориальном блоке. Перебираться в другой район нежелательно, поскольку многие клиенты - жители соседних домов, которые зачастую не готовы посещать любимую школу после её переезда.

В случае оформления НОУ (негосударственное образовательное учреждение) появляется ряд дополнительных требований к помещению: наличие раздельного санузла, наличие отдельного входа, высота потолков - от 2,6 м, источник естественного освещения в каждом классе и т.п. Также важно обзавестись заключениями от пожарных и СЭС. Они потребуются для оформления лицензии на ведение учебной деятельности.

Документы

Организуя бизнес в России, его, прежде всего, необходимо зарегистрировать в налоговых органах. А для этого обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой собственности вашего будущего дела: работать как ООО, НОУ или как ИП (индивидуальный предприниматель)?

Форма ИП, конечно, хороша для новичков. Она позволяет оказывать клиентам услуги на платной основе, арендовать помещения, нанимать персонал, но вы не сможете выдавать своим выпускникам сертификаты, а ваша деятельность с точки зрения закона окажется лишь консультативной, но не образовательной. Вам будут недоступны корпоративные клиенты. И официально вы будете считаться лишь специалистом по иностранным языкам, а не их преподавателем.

Для того, чтобы ваша школа по действующим сегодня в России законам смогла стать полноценным образовательным учреждением, вам следует регистрировать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) или коммерческую организацию с формой ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Это позволит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такой документ оформляется в территориальном органе образования, и чтобы его получить, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это обычно документация, связанная с помещением, квалификацией преподавателей, качеством учебных методик и планов и т.д.

В конце 2013 года в России приняли поправки к федеральному закону об образовании о том, что частные школы с любой правовой формой имеют возможность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это - отличная новость! Но, к сожалению, процесс получения лицензии не стал проще, и требования к лицензиату в лице мелкой частной школы до сих пор завышены.

Для получения лицензии на образовательную деятельность лучше всего воспользоваться помощью специализированных юридических фирм. Но не стоит путать получение лицензии с ее незаконной «покупкой». Это неминуемо приведет к повторным проверкам и выявлению фальсификата.

Весомый довод в пользу оформления лицензии - возможность для ваших клиентов вернуть свой НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог в России) с уплаченной за образование суммы (а это 13%). Это - существенное конкурентное преимущество.

О нужном для оформления лицензии

Обычно для оформления лицензии требуются.

Знание иностранного языка – это ключ к получению престижной работы за границей, поэтому школа английского языка является достаточно перспективной бизнес-идеей. Эту задумку можно смело воплощать в жизнь, поскольку такие услуги пользуются большим спросом, даже в период экономического . Соответственно, школа английского языка будет приносить вам ежемесячно стабильный высокий доход.

Регистрация бизнеса

Перед тем как открыть школу английского языка, необходимо выбрать правовую форму. Начинающие бизнесмены обычно регистрируют индивидуального предпринимателя. Они могут нанимать персонал и проводить обучение студентов, но выдавать сертификаты ИП не имеют права. В трудовой книжке будет записано не преподаватель, а специалист по иностранным языкам.
Если вы имеете на руках небольшой стартовый капитал и уверены в своих силах, можно зарегистрировать фирму. В этом деле намного больше различных нюансов, но в таком случае ваша школа будет иметь определенный статус и сможет выдавать полноценные сертификаты. После этого следует зарегистрироваться в налоговой инспекции. Этот процесс занимается 5–20 дней.

Чтобы заниматься образовательной деятельностью, необходимо получить лицензию в территориальных органах образования. Для этого нужно представить информацию о помещении и уровне квалификации преподавателей.

Выбираем помещение

Центр изучения иностранных языков лучше открыть возле учебных заведений либо неподалеку от торгового центра.

Не стоит размещать школу в спальном районе, поскольку в таком месте вы не сможете найти достаточное количество клиентов. Также обратите внимание на то, чтобы рядом не было подобных учебных заведений, которые могут уводить у вас студентов.

Оборудование и мебель

Составляя бизнес план по открытию английской школы, не забудьте включить расходы на приобретение мебели и оборудования.

Особые требования к оснащению помещения не предъявляются, поскольку изучать языки можно в любом месте. Но чтобы создать имидж, необходимо приобрести стильную мебель, а также методические пособия, которые вам понадобятся в первую очередь.

В каждую аудиторию нужно купить медиаматериалы – видео и аудиозаписи, а также различные интерактивные программы. Поскольку технический прогресс не стоит на месте, в школу необходимо закупить несколько ноутбуков, чтобы предлагать студентам новые методы обучения.

Когда бизнес начнет расширяться и приносить прибыль, можно приобрести проекторы и интерактивные экраны.

Преподаватели

Теперь вы знаете, как открыть частную школу по изучению иностранных языков. Пришло время поговорить о том, как найти для нее хороших преподавателей. Успешность вашего бизнеса на 95% зависит от работы учителей. Но чтобы найти высококвалифицированных педагогов, придется потратить немало времени, поскольку хорошие специалисты всегда востребованы и они не спешат покидать насиженные места.

Если вы хотите открыть школу английского языка для детей, пригласите педагогов, которые работали со школьниками. Они должны уметь заинтересовать детей и привлечь их внимание. Для студентов и взрослых людей лучше пригласите преподавателей, которые являются носителями английского языка.

Реклама

Как и любой другой бизнес, языковая школа нуждается в рекламе. Лучше всего проводить маркетинговые мероприятия в глобальной сети. Закажите специалистам разработку собственного веб-сайта. На нем можно выложить информацию о преподавателях, методах обучения, а также преимуществах вашей школы. Рекламу можно разместить на форумах, в социальных сетях или на других тематических сайтах.

Стандартные рекламные инструменты это:

  • Радио;
  • Телевидение;
  • Рекламные листовки;
  • Рекламные баннеры и плакаты.

Придумывайте всевозможные рекламные акции. Например, за то, что студент приведет друга, ему можно сделать 30%-ю скидку на обучение. В этом виде бизнеса поток клиентов необходимо постоянно стимулировать рекламой, поэтому желательно нанять для этих целей опытного специалиста.

Выбор методики обучения

Начинающие предприниматели, которых интересует, что нужно для открытия частной школы, иногда выпускают из вида выбор обучающей программы.

Этот вопрос можно решить тремя способами:

  1. Стандартные программы;
  2. Программы, созданные преподавателями;
  3. Сотрудничество с крупными компаниями (покупка франшизы).

Каждый из предложенных вариантов имеет свои достоинства:

  • Стандартные программы радуют оперативностью организации и простотой.
  • Программы обучения, разработанные сотрудниками, могут быть достаточно эффективными. К тому же такую систему обучения не сможет предложить ни одна школа иностранных языков.
  • Третий вариант обеспечивает вам покровительство опытного гиганта, который окажет необходимую помощь и даст дельный совет. Но вы будете вести бизнес по его условиям, поэтому такой вариант подходит не всем.

Детские программы

Разработке обучающих программ для детей следует уделять особое внимание. Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребенок получил качественные знания в раннем возрасте, поэтому детские обучающие программы всегда пользуются большим спросом. Преподаватели должны использовать на уроках игровые элементы, например, лепку или рисование. Кроме того, можно подключить к учебному процессу подвижные игры или мягкие игрушки.

Малыши любят учить различные песенки и стишки. Они их поют и рассказывают своим друзьям и родителям. На праздники можно ставить театрализованные представления на иностранном языке.

Расходы

Чтобы открыть школу иностранных языков вам придется выделить деньги на:

  • Аренду помещения;
  • Зарплату персоналу;
  • Оборудование;
  • Уборку;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Оплату коммунальных услуг;
  • Другие мелкие расходы.

На все это придется выложить примерно 600 тыс. рублей.

Прибыль и рентабельность

В среднем доход от школы по изучению иностранных языков составляет 30-60 тыс. рублей в месяц. Крупные компании получают более приличную прибыль. Рентабельность такого бизнеса достаточно низкая. Она составляет всего лишь 8%.

Чтобы открыть небольшую школу, понадобится примерно 100 тыс. рублей. Некоторые бизнесмены вкладывают в такие учебные заведения миллионы. Все зависит от финансовых возможностей владельца.

Выводы

Со школы английского языка можно получать неплохую прибыль. Несмотря на то что в этой сфере существует большая конкуренция, данный бизнес остается доходным, поскольку спрос на языковые услуги постоянно растет.

Кто бы что ни говорил, а знание иностранных языков (английского, французского, немецкого и т. д.) – это тот самый заветный ключ к получению престижной высокооплачиваемой работы, возможно, даже за границей. А потому школа иностранных языков является по-настоящему перспективной бизнес-идеей, грамотно реализовав которую, можно, как персонаж известного диснеевского мультика Скрудж МакДак, купаться в золоте! Ну, возможно, последняя фраза была художественным преувеличением, однако задуматься о воплощении этой задумки в жизнь действительно стоит.

Шаг 1. Выбор формы организации и регистрация в налоговой

Как открыть школу иностранных языков? Начать следует с выбора правовой формы. Новички, как правило, ограничиваются регистрацией в качестве ИП. Это позволит вам обучать студентов и нанимать персонал, однако выдавать сертификаты вы не сможете. И в трудовой книжке будет присутствовать надпись «специалист по иностранным языкам», но не «преподаватель».

На практике получается, что если есть некий стартовый капитал и предпринимательская жилка, намного выгоднее регистрировать НОУ. Конечно, ответственности и всевозможных тонкостей в данном случае будет намного больше. Однако вы получите более высокий статус и сможете выдавать своим ученикам полноценные сертификаты.

Кроме того, НОУ имеет больше шансов на то, чтобы закрепиться в городе, так как опытные и квалифицированные преподаватели пойдут устраиваться в надёжную организацию со внятным социальным пакетом.

После этого нужно будет зарегистрироваться в налоговой. В зависимости от выбранной формы организации этот процесс может занять от 5 дней до 1 месяца.

Шаг 2. Получение лицензии на образовательную деятельность

Данный документ выдаётся в территориальном органе образования. Для того чтобы получить его, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это может быть документация, связанная с помещением, преподавателями курсов, уровнем их квалификации и т. д.

Шаг 3. Выбор помещения

Обязательно определитесь с тем, где будет находиться ваш центр изучения иностранных языков. Особых проблем с поиском подходящего места возникнуть не должно. Можно купить или арендовать помещение неподалёку от крупных торговых центров, возле различных учебных заведений (от детских садов до университетов).

По возможности старайтесь избегать размещения в спальных районах. Кроме того, узнайте, нет ли поблизости учебных заведений ваших непосредственных конкурентов – более популярная и примелькавшаяся организация будет уводить у вас изрядное количество студентов.

Шаг 4. Покупка мебели и оборудования

Говоря о том, как открыть школу иностранных языков, обязательно учитывайте эту статью расходов. В принципе, никаких особых требований здесь нет: изучать язык можно даже сидя на полу. Но для создания престижного и внушающего доверия имиджа, согласитесь, этого недостаточно. Стильные столы и стулья, книжные шкафы, базовые методические пособия (учебники, рабочие тетради) – всё это вам понадобится в первую очередь.

Кроме того, в каждой аудитории должны присутствовать медиаматериалы. К ним относятся аудио- и видеозаписи, интерактивные программы для изучения языка и т. д. В идеале стоит установить в помещениях интерактивные доски и закупить несколько ноутбуков – прогресс идёт вперёд, на смену традиционным методам освоения знаний приходят новые.

Ппо мере того как ваш бизнес будет расти и развиваться (это тоже можно включить в бизнес-план школы иностранных языков), можно будет покупать новые методические пособия и технику – интерактивные экраны, проекторы и т. д.

Шаг 5. Поиск преподавателей

Успех, который будет иметь ваша школа иностранных языков, на 95% зависит от качества преподавания. Однако здесь вам придётся попотеть – немногие талантливые и опытные педагоги решатся уйти с насиженных мест ради нового проекта.

В первую очередь нужно определиться с тем, какие языки вы хотите преподавать. Согласно статистике, самыми востребованными являются английский, испанский и итальянский. А вот немецкий и французский, как ни странно, в последние годы отошли на второй план.

Искать сотрудников можно как через знакомых, так и через специализированные сайты, связанные с поиском работы.

При этом важно отталкиваться от своей целевой аудитории. Так, для обучения детей и подростков лучше всего пригласить учителей, которые проработали хотя бы несколько лет в школе. Они знают, как заинтересовать детей, привлечь их внимание и помочь закрепить новые знания. А вот если речь идёт о преподавании делового языка для студентов и взрослых, логичнее будет выбрать в качестве преподавателей тех людей, которые прожили несколько лет за границей.

Шаг 6. Набор студентов

Думая о том, как открыть свою школу иностранных языков, постарайтесь подготовить всё таким образом, чтобы начать работу в конце лета или в начале осени. Именно в это время начинаются занятия в школах и университетах. И даже взрослые люди, которые давно забыли о таком понятии, как летние каникулы, охотнее отправятся добывать новые знания тогда, когда невыносимая жара отступит.

Шаг 7. Реклама

Конечно, вы уже нарисовали в своём воображении аудиторию, полную восторженных студентов, которые активно конспектируют новый материал и пробуют дискутировать на осваиваемом языке. Интересуясь, как открыть школу иностранных языков, обязательно задумайтесь о том, как вы будете рекламировать свои услуги. Ведь без этого ваши потенциальные клиенты просто не узнают о том, что вы существуете!

Самым эффективным способом на данный момент является реклама в Интернете. Многие недооценивают её, а зря. Создав свой сайт, вы сможете предоставить людям подробнейшую информацию о каждом курсе и условиях обучения, рассказать о преподавательском коллективе, опыте и достижениях каждого сотрудника.