Платья

Фгос для умственно отсталых. Государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью

ПРОЕКТ

Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «__» _____________ 20___ г. №____

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Общие положения 3

1.1. Общая характеристика стандарта 3

1.2. Назначение стандарта 4

II. Варианты адаптированных основных образовательных программ 8

для умственно отсталых обучающихся

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образователь - 8

ной программы для умственно отсталых обучающихся

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 12

С )

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы 12

2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной 28

программы

2.2.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 38

тельной программы

2.3. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 54

ственно отсталых обучающихся (вариантD )

2.3.1. Требования к структуре адаптированной основной образовательной про - 54

2.3.2. Требования к результатам освоения адаптированной основной образова - 69

тельной программы

2.3.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 85

тельной программы

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общая характеристика стандарта

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию .


2. Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Стандарт учитывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Стандарт является основой объективной оценки образования умственно отсталых обучающихся и объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности образовательной организации.

5. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся составляет 9 лет (I–IX) классы. Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет введения подготовительного класса.

Для углубленного изучения отдельных видов профессионального труда в образовательной организации, имеющей необходимую материальную базу, могут создаваться X-XI классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

7. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ООП ― основная образовательная программа;

ФГОС НОО ― федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .

АОП ― адаптированная образовательная программа;

АООП ―адаптированнаяосновная образовательная программа;

1.2. Назначение стандарта

1. Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся обеспечивает формирование личности умственно отсталого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения умственно отсталыми детьми каче-

ственного общего образования; государственных гарантий уровня и качества образования умственно

отсталых обучающихся на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ и результатам их освоения; вариативности содержания образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5; духовно-нравственного развития умственно отсталых обучающихся, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного,


начального общего, основного общего образования; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления , расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний умственно отсталых обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

3. В основу Стандарта для умственно отсталых обучающихся положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает:

признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности умственно отсталых обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации; разработку содержания и технологий образования умственно отсталых обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования умственно отсталых обучающихся;

признание решающей роли содержания образования умственно отста-

лых обучающихся, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей умственно отсталых обучающихся, а также их особых образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов образования и путей их достижения; вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп умственно отсталых обучающихся.

3. Стандарт является основой для:

разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся; определения требований к условиям овладения умственно отсталых обучающимися адаптированной основной программой образовательной программой, разработанной на основе индивидуального учебного плана; определения требований к результатам освоения умственно отсталыми

обучающимися основной адаптированной программы общего образования; определения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;


формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации; объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организациии подготовки умственно отсталых обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования ; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование умственно отсталых обучающихся.

II. ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся

1. Образовательная программа общего образования определяет содержание образования.

Адаптированная основная программа представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

2. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся-инвалидов дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

4. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся и с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся.

5. ФГОС для умственно отсталых обучающихся позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных умственно отсталых обучающихся два варианта адаптированной основной образовательной программы (варианты С и D), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп умственно отсталых обучающихся.

6. Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что умственно отсталый обучающийся получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.

Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

7. Умственно отсталый обучающийся (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе (вариант D), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (или специальную индивидуальную программу обучения и воспитания), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома

Вариант D может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При реализации варианта D в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Программа предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие . Для обеспечения освоения образовательной программы обучающимися со сложными и множественными нарушениями развития может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций..

6. Образовательная организация может на основе ФГОС для умственно отсталых обучающихся разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или оба из предложенных вариантов адаптированных основных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации основной образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии и их сочетаний у обучающихся.

7. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталого обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся (вариант С)

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы

1. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью составляет – 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесс – 30% от общего объема адаптированной основной программы.

2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования должна учитывать общие и особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся должна содержать:

Пояснительную записку;

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы;

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися;

Учебный план;

Программы отдельных учебных предметов;

Программу духовно-нравственного развития;

Программы коррекционных курсов;

Программу формирования универсальных учебных действий умственно отсталых обучающихся;

Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программу внеурочной деятельности;

Систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью;

3) описание особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

6. Планируемые результаты освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) являться основой для разработки адаптированной основной образовательной программы общего образования образовательных учреждений;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы , а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся.

7. Учебный план общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

Образовательные области

Учебные предметы

Основные задачи реализации содержания

ЯЗЫК И РЕЧЕ-

ВАЯ ПРАКТИКА

Русский язык

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Устная речь

МАТЕМАТИКА

Математика

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту

житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).

Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Окружающий мир

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Природоведение

Естествознание

География

ЧЕЛОВЕК

Основы безопасности жизнедея-

тельности

Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребёнка и др.).

Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), спо-

Основы социальной жизни

собности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную позицию и форму контакта, реальное и/или виртуальное пространство взаимодействия; обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в обыденных жизненных ситуациях и др.). Развитие вкуса и способности к личному развитию, достижениям в учёбе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), строить планы на будущее.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

История Отечества

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.

Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать дру-

История и культура родного края

гим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.

Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия.

Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.

ИСКУССТВО

Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература , театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

Изобразительное искусство

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура

Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

ТЕХНОЛОГИИ

Трудовое обучение

Овладение основами трудо-

Профильная тру-

довая подготовка

вой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов представлена в таблице 215:

Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ - Министерства образования и науки РФ

Назначение Стандарта:

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Цель ФГОС:

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:

    использование адаптированных образовательных программ,

    специальные методы обучения и воспитания,

    специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,

    специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

    наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,

    проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

    организацию профессионально-трудового обучения.

    обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

    Требования к организации образовательного процесса;

    требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт направлен на обеспечение:

    равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;

    государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;

    нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,

    формирование основ их гражданской идентичности;

    учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

    вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.

Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ:

1. Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ.

2. Разработка необходимой документации.

Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

Разработка необходимой
документации:

1. рабочих программ по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающих программ;
3. программ внеурочной деятельности;
4. карт оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Отличия старых и новых ФГОС:

1. Оценки.

1. Портфолио

2. Единый учебный план

2. Разнообразие школьных программ

3. Образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность.

3. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий.

4. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны.

4.Принцип обучения через игру.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коррекционно-развивающее Игровая;

Нравственное Досугово - развлекательная;

Спортивно-оздоровительное Художественное творчество;

Общекультурное Социальное творчество;

Социальное Трудовая;

Общественно-полезная;

Спортивно-оздоровительная;

Туристско-краеведческая.

Недельная нагрузка по ФГОС внеурочной деятельности 4 ч,

и 6 часов отводится на проведение коррекционно-развивающей работы.

Здоровья отдельной категорией выделяются дети с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внедренный 1 сентября 2016 года, определяет с умственной отсталостью. Специфика заключается уже в самом термине «умственная отсталость». При разработке указанного стандарта эта проблема обсуждалась разработчиками, представителями Министерства образования и науки РФ, педагогами, общественными организациями.

Насколько корректно оставить название «умственная отсталость» в стандарте, учитывая, что в это понятие звучит как «интеллектуальные нарушения»? Промаркированное наименование «умственная отсталость» вызывает напряжение и у родителей, и у самих именуемых «отсталыми». Причем, если слово «умственная» является нейтральным, то слово «отсталость» ставит людей, которые имеют такую трудность, на ступеньку ниже. Возникает ситуация сравнения и дискриминирующее наименование этого диагноза вызывает желание оставить термин в медицинской нозологии, исключив его из употребления в образовательном праве.

Специфика образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Работа по систематизации всех профессиональных знаний , накопленных в отечественной дефектологии и специальной психологии, соотнесена с реалиями современного образования и с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Внедряемый образовательный стандарт регламентирует требования, которые до момента существования этого приказа, не был введен также в правовое поле. Это требования к образованию тех, кого ранее признавали необучаемыми на фоне глубокой тяжелой умственной отсталости.

Ситуация в системе специального образования менялась в течение последних 5-7 лет. Дети, имеющие пограничные нарушения в интеллектуальной сфере переходили в общеобразовательные школы. Для учащихся с более тяжелым нарушением интеллекта уже существовали специальные программы образования, разработанные коллективами авторов, которые давали возможность организовывать обучение именно для этой категории детей.

Как результат, в рамках образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью появились два варианта программ. Первый предназначен для детей, имеющих легкие стойкие нарушения интеллектуальной сферы. Второй вариант программы - это так называемая специальная индивидуальная программа развития, которая предусматривает максимальную индивидуализацию образования ребенка и дает возможность формировать у него максимальное количество необходимых ему жизненного опыта.

Разработка учебных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями опирается на две составляющие: особенность первичного дефекта (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и на интеллектуальные возможности, что в данном случае и является определяющим фактором.

У таких детей есть особые дополнительные образовательные потребности, а именно - необходимость большего пропедевтического периода в образовании, когда между дошкольным и школьным этапом обеспечивается преемственность. Ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта готовится к обучению в школе, требует большей продолжительности обучения, увеличение сроков обучения и введение специальных учебных предметов. Все это должно способствовать формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, и детальное, проработанное закрепление полученных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью предусматривает пролонгированные сроки обучения. В связи с этим в данном стандарте не обозначены классы, а обозначен период от девяти до тринадцати лет. Согласно 5-й статье закона «Об образовании в Российской Федерации» человек имеет право на получение образования на протяжении всей жизни. Причем, именно получение основного среднего и общего образования - это гарантированное право гражданина, тогда как профессиональное образование - его личный выбор.

Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Другая особенность ФГОС, волнующая, прежде всего, родителей - это предусмотрение возможности последующего обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью имеет важную социальную направленность, рассматривая дополнительную работу по формированию жизненной компетенции ребенка.

Для продолжения образования «особенные» учащиеся получают свидетельство об окончании либо коррекционной школы 8-го вида, либо общеобразовательной школы в случае, если мы имеем дело с детьми с умеренной умственной отсталостью. То есть после получения общего образования дети с интеллектуальными нарушениями имеют возможность обучаться дальше, проходить профессиональную подготовку и получать квалификационные разряды рабочих, служащих, с достаточно большим перечнем профессий (например, ландшафтный дизайн, зеленое хозяйство).

Таким образом, новый образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью нацелен готовить детей к будущей жизни, при этом обеспечивая высокое качество обучения непосредственно на протяжении нахождения в школе.