Мoдa

Среда и воспитание как факторы развития личности. Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда

Цель занятия: исследовать роль среды в развитии личности ребенка; проанализировать взаимосвязь факторов "среда" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развития личности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "социальная среда" (микро- и макросреда). Что такое "воспитательный потенциал" среды? Роль среды в развитии личности ребенка.

2. Социальная ситуация развития и элементы ее составляющие. Депривационная ситуация. Воспитательная ситуация развития.

4. "Механизм" влияния среды на развитие личности. Особенности воздействия микро- и макросреды.

5. Условия, обусловливающие успешность влияния благоприятной среды на развитие личности ребенка. Социальная среда и воспитание.

Проблемные вопросы:

1. Считаете ли Вы, что социальная среда является ведущим фактором развития личности?

5. Каким образом, на Ваш взгляд, должен быть решен вопрос о взаимодействии школы и окружающей ее среды?

Литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 174.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. - М., 1984. - С. 258-262, с. 383.

3. Новикова, Л. И. Школа и среда. - М., 1985. - N 8.

4. Мудрик, А. В. Социализация в "смутное время". - М., 1991; Введение в социальную педагогику. – М., 1999.

5. Вульфов, Б. З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.

6. Лангмейер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. - Прага, 1984. - С. 21-22.

7. Радзиховский, Л. Сталинская педагогика //Учительская газета.- 14.06.1988 и 13.07.1988; Брежневская педагогика //Учительская газета.30.07.1988.

8. Черноушек, М. Психология жизненной среды /Пер. с чешск. - М., 1990.

9. Наследственность и воспитание //Детство идеальное и настоящее (Сб. работ современных западных ученых). - Новосибирск, 1994.

Тема 4. Активность как фактор развития личности

Цель занятия: исследовать роль активности личности в процессе ее развития; проанализировать взаимосвязь факторов "активность личности" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развитие индивидуальных особенностей личности.

Вопросы для самоподготовки:

2. Отечественные и зарубежные психологи и педагоги об активности личности в процессе ее развития. Развитие «Я-концепции» личности и воспитание.

3. Обусловленность развития активности личности факторами: наследственность, среда, воспитание.

4. Особенности и различия процессов "развитие", «саморазвитие» и "самовоспитание". Характеристика процесса самовоспитания. Условия, при которых оно становится фактором развития личности.

5. Условия развития активности личности в процессе ее жизнедеятельности. Какую роль в развитии личности играет взрослый?

6. Каковы возможности педагога в процессе развития индивидуальных особенностей личности?

Проблемные вопросы:

1. Активность личности - фактор или условие ее развития?

4. Какое значение имеет активность личности в ее развитии?

Литература:

1. Люблинская, А. А. Детская психология. - М., 1971. - С. 58-63.

2. Бассин, Ф. В. О "силе Я" и "психологической защите" //Вопросы философии. – 1969. - N 2.

3. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986. - С. 25-119.

4. Столин, В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

5. Маслоу, А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. - М., 1982.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование... - С. 173-174.

7. Френе, С. Избр. пед. соч. - М., 1990. – С. 39-40, 45-48.

8. Монтессори, М. Монтессори-материалы: школа для малышей. Часть 1. - М., 1992.

9. Марголис, Дж. Личность и сознание /Пер. с англ. - М., 1986.

10. Леонгард К. Акцентуированная личность /Пер. с англ. - Киев, 1981

11. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1987.

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы: « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева « Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему :

».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда - это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи.

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

    Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

    Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

    Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится .(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу (слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь: перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами (слайд № 14 ) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности .(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности (слайды № 17-31) останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает .(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33 )

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.(пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними, выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека « Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.

Внешние и внутренние условия социализации и роль социального педагога в их гармонизации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.



Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека.

Французский философ К.А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Развитие личности возможно только в деятельности.

В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятельность:

1) обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

2) способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

3) содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;



4) является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

5) дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

6) создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.



В развитии личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными.

Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет. Два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку.

В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. Среда является важным фактором развития личности ребенка. Леонтьев А.Н. отмечал, что развитие детерминировано внутренними и внешними условиями . Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое .


Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того, среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. По мере взросления ребенка могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Изучая литературу по данной теме, я выяснил, что различают три типа моделей, объясняющих влияние социальной микросреды на интеллект и умственное развитие детей ).В первой группе моделей выступает решающая роль общения между родителями и детьми на развитие интеллекта последних. Полагается, что чем длительнее общение между родителем и ребенком, тем большее интеллектуальное влияние родителя. Данные психологических исследований не подтверждают эту модель: согласно ей, в исследованиях должны получаться большие корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей, чем отцов, что не наблюдается.Главная ошибочность этой модели: игнорирование эмоционального отношения ребенка к родителю - влияние оказывает субъективно значимый другой, более того - тот, с кем ребенок себя идентифицирует.Ближе к этой позиции идентификационная модель. В ней предполагается, что в ходе социализации ребенок осваивает новые роли, и при идентификации ребенка с родителем того же пола первый овладевает способами поведения, характерными для родителя. К сожалению, при всей привлекательности этой модели в исследованиях она не подтверждается.Не ясно, почему «значимым другим» должен быть родитель, с половой ролью которого идентифицирует себя ребенок.Наконец, третья модель, автором которой является Р. Зайонц, прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье. Это единственная из моделей, находящая эмпирическое подтверждение .

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на умственное раз­витие человека - среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) - среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое - 80-90%. Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол­ностью соответствовать действительности. Но однозначно можно сказать, что внешняя среда имеет большое значение для умственного развития личности .

Таким образом, реальная действительность, в условиях которой происходит развитие интеллекта и личности ребенка, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. И внешняя среда, которая обусловливает активное, систематическое, целенаправленное влияние на психическое и физическое развитие, имеет решающее значение для умственного развития детей.


Заключение

В ходе работы удалось определить влияние физического воспитания на умственное развитие детей, аименно определитьроль физических упражнений на умственную деятельность головного мозга. Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.Также были раскрытыпонятия «физическое развитие» и «физическое воспитание» детей. В данной работе рассмотрел вопрос о влиянии внешней среды на развитие личности. Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды, значит среда является важным фактором развития личности ребенка.Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.Хотелось бы привести высказывание Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Таким образом, умственное развитие ребенказависит от комплекса социальных и биологических факторов, в том числе от физического развития и условий внешней среды, в которой воспитывается ребенок.


Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольногоучреждения № 199 г.Н.Новгород / В.Г.Алямовская. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. 64с.

2. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

3.Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

4.Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей - М.: Наука, 1994. - 368 с.

5.Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогико психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7. Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8.Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

9. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

10. Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

11. А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - 1-е изд. - М.: Медицина, 1986. - 432 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

13. Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис.канд.пед.наук/ И. В. Стародубцева, науч.рук.работы Е. А. Короткова; Тюм.гос.ун-т. – Тюмень, 2004. – 141 c.

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

15. Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

16. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011. - 24 с.

17. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013. - 480 с.