Обувь

Этих дней не смолкнет слава! (сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы). Классный час "этих дней не смолкнет слава"

Этих дней не смолкнет слава!

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

"Все для фронта, все для победы! " - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте. Мои земляки - волжане сделали много для победы над фашистской Германией. С запада страны в Куйбышев было эвакуировано много военных заводов. Куйбышев стал важным индустриальным центром. Я читал много рассказов о том, как мальчишки военной поры простаивали за станками по двенадцать - четырнадцать часов для того чтобы их отцы и братья скорее вернулись с фронта.

По фронтовому трудилась молодежь и на селе. Ведь для фронтовиков и для рабочих нужен был хлеб. Школьники помогали взрослым растить и убирать урожай. Они пропалывали посевы, косили сено, убирали овощи. В области стали создаваться женские тракторные бригады. Моя бабушка, Тимрязанская Мария Ивановна, работала в женской тракторной бригаде Галины Лазаревой. Это была первая женская тракторная бригада, созданная в Ставропольском районе во время войны. Бабушка закончила школу механизаторов, работала штурвальным на комбайне, а потом трактористкой на "Универсале". Работать нужно было от темна до темна. В осенне-зимнюю пору нужно было заниматься ремонтом техники. Помещения были холодными. Бабушка рассказывала, что даже ноги примерзали к сапогам. Но нужно было работать, ведь на фронте гибли люди. К сожалению, бабушка рано ушла из жизни, а я так мало слышал ее рассказов.

Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей.

Обыкновенный фашизм.

Сказать о них звери - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах.

Мы никогда не простим кровавому Гитлеру смерть наших отцов и дедов! Никогда! Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя. Именно поэтому, несмотря ни на что, я приведу несколько примеров фашистского зверства.

В Бресте на футбольном поле фашистские изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал: "Бегите!"- и толпа побежала. Вслед бегущим застрочил пулемет...

Под Калачом ранним июльским утро немцы открыли сильный минометный и артиллерийский огонь. Бойцы Красной Армии собрались дать фашистам отпор, но, выглянув из окопов, они увидели страшную картину. Около ста женщин, низко склонив головы, медленно шли по направлению к окопам, а позади них двигались вражеские танки, и то и дело раздавались пулеметные очереди по советским женщинам. Вот какой коварный, зверский, подлый поступок совершили фашисты.

В селе Ивищи Изноковского района Смоленской области немцы заперли в церкви полсотни пожилых людей и подожгли её.

Эти и другие письма, дневники, листовки военных лет, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии, вырезки из газет... Какое в них богатство чувств и мыслей! Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается в памяти народной.

Скажи, какой же славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой

Тот путь, что ты прошла?

Михаил Исаковский

Величайшее дело человеческое!

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.

Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград...! Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

Скоро мы будем отмечать пятидесяти пятилетие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.

Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.

Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.

В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна. И теперь, в наше время, я ненавижу тех людей, которые насмехаются над событиями минувших дней. Я считаю, что наше поколение никогда не смогло повторить подвиг наших предков.

Хотя если подумать, ведь не так давно это было, и страшно то, что многие уже забывают это. А жаль...

Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины!

Сколько войною задето

Седых и детских голов?!

Мы о войне этой знаем

Лишь по рассказам отцов.

Память о войне

Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Родной брат моей бабушки Алеша погиб в тысяча девятьсот сорок втором году, а ведь ему было всего восемнадцать. В самом пекле войны побывали мой прадед и оба дедушки.

Своего деда Ивана я знаю лишь по рассказам своего папы, который бережно хранит его орденскую книжку и фронтовые реликвии.

Мой дед, Сопляков Иван Семенович, в марте тысяча девятьсот сорок первого года досрочно сдал экзамены за курс средней школы и поступил в Казанское танковое училище, а через три месяца началась война. Потом ее назовут Великая Отечественная. Так и не доучившись в военном училище, он в звании младшего лейтенанта был направлен на Сталинградский фронт командиром танкового взвода.

Город Сталинград выстоял в жестокой схватке с фашистами. Там принял первый бой и младший лейтенант Сопляков Иван. В Великом сражении на Курской дуге он уже командовал танковой ротой. Что такое Прохоровское сражение, мы знаем по урокам истории. А по воспоминаниям моего дедушки - это была стальная мясорубка. Сквозь смотровые щели ничего не было видно, и, если в поле зрения попадал крест, намалеванный на броне немецкого танка, то тут же стреляли.

В этом сражении дед подбил немецкий танк и самоходку. Его представили к ордену Красного Знамени, но получал он этот орден уже после госпиталя, потому что сразу после Прохоровки танковую дивизию, в которой он служил, перебросили под Харьков на помощь Степному фронту. И на марше танковая рота дедушки наткнулась на засаду. Первым был подбит головной танк командира роты, то есть моего деда. Из горящего танка его вытащил заряжающий Ковалев, определил его в медсанбат.

Очнулся дедушка только через месяц в Челябинске. Потом лечение... И снова - в бой. Медали, которыми он был награжден, говорят о его боевом пути. Медаль "За освобождение Варшавы" - за бои на территории Польши. Второй орден Красного Знамени - за три танка и две самоходных артиллерийских установки. Медаль "За взятие Берлина" командир танкового батальона Сопляков Иван получил после того, как расписался на стенах Рейхстага. Потом освобождение Праги.

За годы войны мой дедушка жег фашистские танки, но и сам не уберегся: семь раз горел. Был ранен. Контужен. И очень жаль, что не дожил до наших дней. Пройдя всю войну, он трагически погиб в мирное время. Очень жаль, что рассказы о его боевом пути доходят не от него, а из воспоминаний родных и близких.

Война - страшное слово.

Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам. Я смотрела снимки музея "Памяти погибших". В этом путеводителе фотография камеры пыток, а на стене этой жуткой комнаты надпись: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Эти страшные строки меня испугали, они как угроза. Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходила похоронка. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой.

Страшно при мысли, что война может начаться. Ведь она не может длиться вечно. Нельзя воевать беспрерывно. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде, чем начать войну. Мне нравится фраза: "Люди, давайте жить дружно!"

Час мужества: "Этих дней не смолкнет слава…"

Цель: привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;

воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

расширение знаний об исторических событиях ХХ века;

обогащение словарного запаса;

развитие умения самостоятельной работы при подборе материала для мероприятия.

Результаты обучения: Учащиеся имеют представление о Великой Отечественной войне, знают исторические факты, вклад казахстанцев в великую победу и освобождение от фашистов; умеют работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы, анализировать, наблюдать.

Оборудование: портреты Героев Советского Союза, фотографии «Ветераны нашего села», выставка книг «Никто не забыт! Ничто не забыто!», слайды презентации, «звёзды», толковые словари, карточки с заданиями для работы в группах , справочный материал .

Ход мероприятия:

1.Вступление

На доске и у каждого изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.

Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение.

В то утро, у всех было такое же хорошее настроение. Все люди мирно спали.

(включается запись метронома)
1 вед: - Отчего это воздух тревогой объят?

2 вед: - Отчего вдруг замолкли все птицы?

3 вед.: - Отчего так испуганы лица?

(Звук разрыва бомбы слышится.

Голос Левитана (начало войны).

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.


Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинке весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Сорок первый!
Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

2. Сообщение темы классного часа.

Приближается праздник, который вся страна отметит 9 мая. Какой это праздник? (День Победы)

Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Какие ассоциации у вас возникают при слове «война»?

Мы сегодня поговорим о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Узнаем о героических подвигах казахстанцев, которые проявили мужество, патриотизм в сражениях. Именно людям, прошедшим войну, их славным делам, посвящаются сегодня задания, которые вы будете выполнять в группах.

3.Просмотр видеоролика «Священная война». Прием «5 ключевых слов».

Во время просмотра записывают 5 слов, по которым будут рассказывать о том, что увидели

О чем видеоролик?

Что вы узнали нового, просмотрев его?

4. Игра «Историческая змейка» (За каждый правильный ответ - звезда)
1. В каком году началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г в 4 утра).
2. Почему ее назвали Отечественной? (весь народ сражался за свою Родину, Отечество).
3. Сколько дней длилась ВОВ? (1418).
4. Какой казахский акын поддержал своими стихами ленинградцев? (Жамбыл).
5. Кто из казахстанцев водрузил знамя над рейхстагом? (Рахимжан Кошкарбаев)
6. Девушка – пулеметчица? (М.Маметова).
7. Когда закончилась ВОВ? (9 мая 1945 г)

8. Когда был поднято знамя Победы над Рейхстагом? (30 апреля 1945г)

9.Сколько казахстанцев были дважды удостоены звания Героя Советского союза?(4)

10.Сколько солдат дивизии Панфилова сражались с врагом? (28)

5. Работа в группах.

У каждой группы на столе карточки с заданиями. Время для выполнения заданий – 5-7 минут. По окончании выполнения каждая группа традиционно представит свою работу

Группа 1 – работа с толковым словарём . (На парте - краткий толковый словарь, инструкция)

Прочитайте слова: патриотизм, подвиг, мужество.

Найдите их в толковом словаре, узнайте их значение. Вставьте данные слова в предложение.

В Великой Отечественной войне наш народ совершил ________________________________, в котором слиты воедино величайшее_______________________________ и огромный___________________________________.

Группа 2 – работа с пословицами. (На парте - карточки со словами.)

Задание: - Прочитайте слова на карточках. Составьте из слов 3 пословицы. Объясните их смысл.)

Группа 3 – работа с текстом. ( На парте - карточка с текстом.)

Прочитайте текст.

Сердце Родины – Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы. А 24 июня 1945 года здесь состоялся парад Победы. К подножию Мавзолея были брошены знамена разбитых фашистских дивизий.

Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады не сломили духа жителей города. Ленинградцы выстояли и победили.

В Киеве сорвали гитлеровский план «молниеносной войны» и задержали наступление на Москву.

Вклад в общее дело победы внесли легендарные защитники Севастополя.

Героическая Одесса. Население Одессы мужественно переносило тяготы и опасности осады. Врагу не удалось овладеть городом. Советские войска и жители Одессы отразили наступление фашистов.

Город славы – Сталинград. Сталинградская битва – одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.

Непобежденный Брест. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.

Подчеркните названия городов – героев.

Ответьте на вопросы:

Сколько городов – героев?

Какие города теперь находятся в других странах?

Перечислите города – герои.Найдите их на карте.

Группа 4 – работа с текстом. ( На парте – карточки с заданиями.)

Задание: - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова и числа.

блокада
Дорога жизни
голод
900
125
8 сентября 1941 года

Гитлер приказал окружить город. _____________________________ началась блокада. Она продолжалась _________ дней. В городе не хватало продуктов. Нормы выдачи хлеба снижались. Самая низкая норма _____________граммов. Начался _________________, который уносил жизни многих ленинградцев. Единственная ниточка, которая связывала Ленинград со страной ____________________________. По ней везли продукты, а из города вывозили детей и больных людей. Эта дорога спасла жизни более 1 миллиона человек.

6. Презентация работ в группе.

Время работы в группе истекло. Подведём итоги этой работы. Итак, слово первой группе.

Благодаря величайшему патриотизму, огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Ребята второй группы расскажут, какие же пословицы о Родине, о героях они сложили.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как же вы понимаете смысл этих пословиц?

И стар, и млад всегда вставал на защиту родной земли. Так было и в годы Великой Отечественной войны. В России есть немало городов, в сражениях прославивших державу… Эти города получили почётное звание город-герой. Города становятся героями, когда их защищают героические люди. Об этих городах расскажет нам третья группа.

Сколько городов – героев?

Какие города – герои теперь находятся в других странах?

Перечислите города – герои России. Покажите их на карте.

О героическом подвиге Ленинграда нам расскажет четвёртая группа.

7.Валеопауза

1 ведущий . - Отечественная война - это не только кровь, страдания, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности.

2 ведущий - После тяжёлых боёв солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

(исп. Песня “На безымянной высоте”).

1 ведущий .- Солдаты знали, что может быть, уже завтра многих не будет. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни .

Песня «Смуглянка»

8. Подведение итогов, исполнение песни «День Победы».

(Звучит первый куплет песни «День Победы» - сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.

Звучат звуки «салюта»:

Праздник Победы – это праздник весны,

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра. (Т.Маршалова)

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май! (М.Владимов)

Звучит мелодия песни «Священная война»

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой! (М.Владимов)

В бой за Родину солдаты

Шли за шагом шаг.

Верили в Победу свято –

Не сломил их враг. (Ю.Друнина)

Звучит мелодия песни «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля

Четыре года страшных испытаний…

Потери, жертвы, искалеченные судьбы…

Война… и тысячи людских страданий!..

Имён героев – никогда не позабудем!!! (О.Климчук)

Учитель: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей. Низко поклонимся и тем, кто не дожил до счастливого дня Победы. Почтим их память минутой молчания.
Голос Левитана «Памяти павших». Минута молчания.

Помни, как гремели орудий раскаты
Как в огне умирали солдаты

В сорок первом,

Сорок пятом –

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,

Как заря поднималась из пепла,

Громом орудий не забудем мы с тобой.

Помни, не забудь обожженные лица.
Это может опять повториться.

Не забудем это, люди, никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер.

Мы за счастье и слезы в ответе,

На планете наши дети – поколение юных живет…

Помни, чтоб шумели весенние всходы

Не забудь эти грозные годы!

Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам

И маршалам страны, и рядовым,

Всем тем, кого нам позабыть нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!

Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!

Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –

ПОБЕДОЙ МИРА на ПЛАНЕТЕ НАВСЕГДА!..

Учитель: 71-й год наша страна отмечает великий праздник – День Победы, который так дорого достался нашему народу. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашистов, так как на защиту Родины поднялась вся страна. Люди не думали о своей жизни. Думали о том,

как победить врага. Даже дети воевали вместе со взрослыми на передовой,

в партизанских отрядах.

Учитель: Мы помним тех, кто воевал, кто, защищая, погибал. В каждом населённом пункте нашей страны: в городе, селе установлены памятники героям Великой Отечественной войны – это наша живая память!

Мы славим наших ветеранов,

Достойных чести и любви!

Пускай поменьше ноют раны,

Поют подольше соловьи,

Пусть годы их светло текут,

И хорошо они живут… (И.Яворовская)

Как хорошо, что нет войны! Над нами мирное небо!

(Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце» cлова Л.Ошанина, муз. А.Островского)

Солнце Родины любимой озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук –

Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край,

Слово мира и привета всем народам передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись,

Пролетая в синей дали к обелиску опустись.

Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Учащиеся прикрепляют бумажных голубей на «земной шар» на доске.
Пишут синквейн «Победа»

Эхо грозной войны. Оно больно звучит в наших сердцах. Сколько бы ни прошло десятилетий, наш народ никогда не забудет тот страшный день 22 июня 1941 года, когда гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Для нас 1941-й год был самым трудным годом войны. Враг захватил огромную территорию. Соотношение сил - явно не в нашу пользу. И мы в первые месяцы с болью отступали, теряли города и рубежи. Но весь наш народ встал на защиту Отечества.

Брестская крепость

Это крепость-герой г. Брест (Белоруссия). Здесь с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. проходила героическая оборона. В результате внезапного нападения превосходящих сил фашистов гарнизон Брестской крепости в первые же часы войны оказался в окружении. Не имея связи с нашим командованием, защитники Брестской крепости создали свой штаб обороны во главе с капитаном Зубачевым и полковым комиссаром Фоминым.

Почти месяц защитники Брестской крепости сковывали целую немецко-фашистскую дивизию. Большинство из них здесь пало в боях, часть пробилась к партизанам, а часть защитников, обессиленных и тяжело раненных, попала в плен.

Брестская крепость – это яркий пример патриотического массового героизма. В их числе были бойцы более 30 национальностей, 850 человек. Из них – 213 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Да, каждый человек, и весь наш народ стал героем этой войны. Солдаты - на полях сражений, а старики, женщины и дети – в тылу. Все советские люди от мала до велика 1418 тяжких дней и ночей ковали Победу, твердо верили, что каков бы ни был путь испытаний, Победа все равно будет за нами.

Битва под Москвой

И уже 1941-й год принес эту большую первую Победу. Победу в битве под Москвой.

Октябрь 1941 года. Опасность нависла над Москвой. Фашисты прорвались в район Можайска, Мало-Ярославца, Наро-Фоминска, стояли даже в 30 км от Москвы.

Но 7 ноября 1941 года был парад наших войск на Красной площади, который имел исключительное значение, вселяя в нас уверенность. С парада уходили бойцы прямо на фронт. Вся страна пришла Москве на помощь. Из Средней Азии, с Дальнего Востока, Урала и Сибири, со всех союзных республик шли эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами, продовольствием и другими грузами для фронта.

Беспримерный подвиг советских солдат в битве за Москву, в том числе и наших сибирских дивизий 32, 78, 119, 133 и сибирских бригад 29, 71.

Кто из нас не знает о 28 героях-панфиловцах, которые в тяжелейших оборонительных боях отражали массированные атаки превосходящих сил противника?!

Так, 16 ноября 1941 года, когда началось новое наступление фашистов на Москву, герои-панфиловцы во главе с политруком Клочковым, с его знаменитым кличем «Отступать некуда. За нами Москва!» совершили выдающийся подвиг в районе разъезда Дубосеково.

А что значит трудовой подвиг москвичей, широкое партизанское движение (41 партизанский отряд, 377 диверсионных групп) !

Массовый героизм на фронте и в тылу остановили, а затем разгромили и отбросили врага на 150-200 км к западу от тех рубежей, на которые он вышел к 6 декабря 1941 года. Угроза, нависшая над Москвой, была ликвидирована. «Нет, не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой, – писал командующий в то время Западным фронтом Г.К. Жуков. – Более чем миллионная группировка отборных гитлеровских солдат разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был народ, столица, Родина».

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой оценивается как начало коренного поворота в ходе войны. Поражение под Москвой для фашистов было провалом операции «Тайфун» и плана «Барбаросса». А нашим солдатам и нашему народу победа под Москвой дала новый заряд и веру в Победу, придала уверенность в силе и могуществе нашей Родины.

Блокада Ленинграда

В 1941 году началась и героическая оборона Ленинграда. Вместе со всей страной неимоверную тяжесть войны вынесли на своих плечах ленинградцы. Гитлеровские войска, прорвавшись к Шлиссельбургу, 8 сентября 1941 г. отрезали город от суши. Началась беспримерная в истории 900-дневная блокада Ленинграда. Фюрер решил стереть с лица земли Петербург. Немецкая директива гласила: «После поражения Советской России этому пункту незачем существовать. Он должен быть превращен в развалины».

Однако молниеносной победы Гитлера не случилось. Но была страшная 900-дневная блокада города при ежедневном обстреле из артиллерийских калибров и беспрерывных бомбежках с воздуха.

Но город жил, город сражался. Жестокий голод и холод со всей силой ополчились против осажденного Ленинграда. Только неверный лед Ладожского озера - «Дорога жизни» - связывал его с большой землей. По ней доставляли продовольствие и происходила эвакуация жителей города, среди которых были и дети, их отправляли в том числе в Красноярский край и к нам, в Минусинск.

А в дома ленинградцев все сильнее вползали болезни и смерть. Зима 1941-1942 гг. была просто нечеловеческой для людей. 250 граммов хлеба – рабочим и 125 граммов остальным. Трудно представить, как можно было людям жить и работать в этих условиях.

Молодые ребята, комсомольцы, сами изнемогая от голода, ходили по домам, по квартирам, чем могли помогали: на санках привозили воду, кое-какую одежду. Помогли восемнадцати тысячам больных, старикам, устроили 15 тысяч детей в детские учреждения, помогали в эвакуации и т.д.

И только 18 января 1943 г. Ленинградскому и Волховскому фронтам удалось прорвать блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной в 11 км. Это была новая дорога жизни.

А 27 января 1944 г. фашистские войска под Ленинградом были разгромлены. И город на Неве салютовал о полном снятии блокады. Всего за время блокады в Ленинграде погибло 641803 человека.

Только на Пискаревском кладбище покоится 470 тысяч ленинградцев. Это величественный памятник вечной славы. «Никто не забыт, ничто не забыто» – написано на памятнике. Да, мы не имеем права забывать такое.

Сталинградская битва

1942 год – второй год войны. Немцы рвутся к Волге. Враг сконцентрировал здесь свои силы для решающего удара.

«6-я армия Паулюса», 4-я танковая армия, 4-й воздушный флот, 22 пехотных, 5 танковых дивизий, более 1 миллиона фашистских солдат сосредоточились в районе Сталинграда.

Советское командование тоже сосредоточило здесь лучшие, опытнейшие армии, уже закаленные в боях с врагом. Бойцы знали: отступать некуда, «назад ни шагу» – таков был и приказ Верховного главнокомандующего.

Сталинградская битва длилась 200 дней, из них 142 дня в самом Сталинграде. С 17 июля по 18 ноября 1942 г. шли оборонительные операции. С 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. – наступательные операции. К концу оборонительных враг уже знал, что в битве за Родину советский солдат жесток, умен и удивительно смел. Развернулись ожесточенные бои за каждый дом, улицу, этаж, двор. Так, тракторный завод несколько раз переходил из рук в руки. А легендарный Дом Павлова!

19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. 23 ноября кольцо вокруг группировки врага сомкнулось. 300 тысяч фашистских солдат и офицеров попали в «котел» и не выбрались из него. Генерал-фельдмаршал немецко-фашистской армии Фридрих Паулюс вместе со своей армией сдался в плен, прекратив сопротивление. Бои закончились 2 февраля 1943 г. Победа в Сталинградской битве для нас имела большое политическое значение. Она внесла огромный вклад в Великую Отечественную войну и оказала огромное влияние на ход всей мировой войны.

Курская битва

И вот 1943 г. Курская битва – одно из величайших сражений в Великой Отечественной войне. В июле 1943г. фашисты хотели взять реванш за поражение в Сталинградской битве. Они решили провести крупное летнее наступление и разгромить основные силы Советской Армии в районе Курского выступа, окружить и уничтожить войска Центрального и Южного фронтов, а затем нанести смертельный удар советским войскам Юго-Западного фронта и победно закончить войну. Операция у немцев называлась «Цитадель».

Немцы начали основательно к ней готовиться. Сюда были стянуты самые мощные силы Вермахта: 30 отборных дивизий, в т.ч. 16 танковых и моторизированных, 10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков, 2050 самолетов.

Но план наступления немцев, намеченный на 6 июля, был сорван упреждающим ударом, разработанным маршалами Г.К. Жуковым и К.К. Рокоссовским. И 5 июня в 2 часа 30 минут гром орудий разорвал предрассветную тишину. 19 тысяч советских орудий открыли огонь по местам скоплений вражеских войск. Немцы одумались лишь через несколько часов.

Семь дней до 12 июля шли жесточайшие бои с огромными человеческими потерями с обеих сторон. Немцы подтянули сюда свои новые группировки. Но и нашим Центральному и Воронежскому фронтам подоспели свежие силы Степного, а потом и Брянского фронтов.

А 12 июля наступил новый этап Курской битвы. Началось контрнаступление советских войск. Под Прохоровкой лоб в лоб столкнулись 1500 наших и вражеских танков. Мировая история не знает больше такого танкового сражения.

"Что было! – вспоминал один из участников Курской битвы Анатолий Матвеевич Чичкин. – Это было жутко. Шум, гам, копоть. Солнца не видно. Несметное количество танков с обеих сторон. А в воздухе авиация. Все рушится..."

С 5 июля по 23 августа 1943 года в Курско-Орловской битве погибло более 1 миллиона 200 тысяч наших солдат. Вечная им память.

50 дней и ночей длилась эта кровопролитная битва. Победой на Курской дуге с выходом к Днепру был окончательно завершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва прибавила советским войскам, солдатам, всему нашему народу новые силы, мужество, отвагу и веру в полную Победу.

А в честь победы на Курской дуге в Москве впервые с начала войны прогремел салют в честь наших солдат, живых и погибших, кровью которых полита Курско-Орловская земля.

Минусинцы в Великой Отечественной

В этом кромешном аду и в этих названных битвах, на всех полях сражений воевали и наши сибиряки, в том числе и минусинцы, которых на полях сражений погибло и пропало без вести 5200 человек. Склоним головы перед их великим подвигом и всегда будем помнить тех сынов и дочерей, кто не вернулся с полей сражений.

В городском совете ветеранов написаны: "В огне Москвы и Ленинграда", "Великий перелом – Сталинградская битва", "Огненная дуга" и другие сборники. Они были изданы на основе материалов, собранных в беседах с ветеранами-участниками этих боев.

О каждом из ветеранов можно было бы сложить поэму. Тогда в городе их было еще побольше.

Например, участников Московской битвы – 16 человек, защитников Сталинграда – 27 человек, а участников Курской битвы – 75 человек, 31 участник Ленинградских боев, а жителей блокадного Ленинграда и детей-блокадников – 20 человек. Но время неумолимо. Чем дальше в историю уходят эти события, тем все меньше остается ветеранов.

Сегодня мы счастливы тем, что в Минусинске живут 59 ветеранов-участников Великой Отечественной войны, которые прошли свой боевой путь от Бреста до Берлина, освободили мир от фашизма. С гордостью назовем их имена.

Инвалиды Великой Отечественной войны: М.А. Белов, Н.В. Бойко, И.Р. Будилин, М.Т. Булгаков, С.В. Карсаков, В.Н. Козин, И.Ф. Коногоров, М.Н. Падерин, Н.И. Поздняков, В.Я. Раут, М.С. Родькин, Г.В. Сверкунов, Н.Н. Спирин, И.П. Шапорев, Е.А. Шляпин; участники Великой Отечественной войны: А.А. Аверьянов, В.С. Автайкин, Д.И. Аникин, А.С Арефьев, П.В. Артемьев, Н.В. Архипов, А.И. Белокрылова, М.Д. Гилева, Н.И. Гобрусенко, В.А. Дергунов, А.Т. Долгоруков, Н.А. Елисеев, Т.Т. Еремеев, Е.С. Заикина, В.А. Иванков, Г.З. Каскевич, Р.А. Козырева, А.Ф. Колесникова, Б.А. Коноваленко, И.Г. Коржавин, А.Г. Лукьянцев, И.А. Лыков, В.Ф. Ляпичев, Д.П. Магар, А.Т. Минаков, И.П. Москвин, Г.Ф. Никиташин, Е.И. Никулина, Л.Г. Орлова, А.Г. Попков, И.Н. Пташкин, В.В. Самарин, Я.М. Сионберг, Г.М. Смолин, А.К. Стародубцева, М.И. Стрельникова, В.П. Тропин, П.Ф. Федоренко, П.З. Цеменя, А.М. Чернова,Г.К. Черных, В.М. Чмыхало, А.В. Шепитько, К.Н. Яковлев.

И мы говорим вам, дорогие солдаты-победители:

Живите долго, наши дорогие,
За всех погибших, за себя самих,
Гордится вами Родина, Россия
И будет чтить всегда сынов и дочерей своих.

Нет, этих дней не смолкнет слава, и подвиг ваш, подвиг всего нашего народа в Великой Отечественной войне не померкнет в веках.

Этих дней не смолкнет слава

Цель: Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне
Задачи:
1. Развивать диалогическую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, работать над пластикой.
2. Воспитывать чувство патриотизма, преданности и уважения к ветеранам за их бессмертный подвиг.
Реквизиты: военная форма, форма санитарки, радио, свечи, бинты, музыкальная аппаратура, проектор, цветы и открытки для ветеранов.

(Зал празднично украшен, звучит лирическая музыка)

Действующие лица:

2 ведущих, Никита, Ксюша, Катя, Ирина, Настя, Владик, Алеша, Павел, Влад.

Фоновая музыка

Ведущий 1: Россия! Мать великая моя! Страна отцов! Земля моя святая!
Я в эти дни дыханье затая, все уголки твои, все дальние края,
Волнуясь, в памяти своей перебираю.

Звучат колокола

Ведущий 2: Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1 : Бывают, смотри!

На сцену выходят ученики. Девушки в светлых платьях, парни – в белых рубашках. Всем весело и здорово. Выпускной.

Катя: Солнечный лучик скользит по доске.
Окна распахнуты в май
Владик: И во дворе зацветает сирень
Милая школа, прощай…
Настя: Год сорок первый - у нас выпускной
Вот и последний звонок…
Влад: А в переди-небосвод голубой!-
Жизнь в долгий путь нас зовёт…!

Директор: Дорогие мои ученики, я по-прежнему называю вас так, хотя сегодня 21 июня 1941 года, вы уже окончили школу. И завтра вы сделаете первый шаг в свою самостоятельную, взрослую жизнь. Я желаю вам счастья на этой трудной и долгой дороге.

Все: «До свиданья! До свиданья! Наша школа! Ура!»

Змейкой бегут по всей площади .
Никита: А я буду машинистом!
Катя: Обязательно будешь. Ура-а!
Ирина : А я буду летчицей!
Настя : А Коля будет капитаном дальнего плавания!
Паша: А я буду художником!
Ксюша : А я буду любимой женой!
ВСЕ : О-о-о-о-!
Никита : Вернись, товарищ будущая жена! Ромашки, природа, жизнь счастливая.

Ксюша: Значит гарантированная тишина!

Владик: Поле красивое, утро к лицу ему.

Паша : В домах за рекой огни зажглись.

Ирина: Люди работают.

Никита: Смеются!

Ксюша: Танцуют!
Катя : И радостно вместе нам становится жить.
Музыка – Рио Рита

Парни и девушки танцуют

Ведущий 1:

Ведущий 2:
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
Ведущий 1: Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ведущий 2: Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

Танцуют пары.

Резко прерывается музыка. Звучит сирена.

Все пары застывают.

Звучат 1-й куплет и припев песни “Священная война”.

Пары распадаются. Юноши прощаются и уходят. Девушки с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам.

Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы

На сцене остаются Никита и Ксюша. Рассказывают по ролям стих

Фоновая музыка.

Никита: Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

Ксюша: Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Никита: С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
Ксюша:
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Никита: Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Ксюша:
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

Никита: Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Ксюша: Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Фоновая музыка песни «До свидания, мальчики»

Настя: Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами.

Катя: Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте ….

Не продали мальчики совести и чести.

Ира: Повидали мальчики– храбрые солдаты

Волгу - в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом….

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Песня «А закаты алые» хор

Ведущий 1: Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза)


Ведущий 2: Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза)

Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 1 : Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза)

Их уже на было на земле, а оно было”.

Песня «О той весне….» хор

Фоновая музыка

Ведущий 1: Но разве память бывает живой?
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

(колокольный звон)

Ведущий 2: Снова колокольный звон…

Ведущий 1: Да…и мы будем помнить всех погибших, когда услышим звон…

Танец «Журавли»

Фоновая музыка «Горячий снег»

Настя: Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Катя: Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

Ира: И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

…Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

Леша: Мы видим их – солдат России,

Что в тот далекий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое, для нас…..

Владик: Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Влад: Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Песня «Это просто война»

Фоновая музыка

1 чтец: Уж отгремел последний бой когда-то,

И отыграл горнист войне отбой,

Но весь народ об этом помнит свято,

И вам обязаны мы этой тишиной!

2 чтец: Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,

Ваш подвиг ратный на истерзанной земле.

Хоть мы сражались, глядя на экраны,

Внимали с гордостью рассказы о войне!

3 чтец: Как вы все эти годы воевали,

Стояли сутками под пулями в воде,

Зимой суровою на поле замерзали,

Под солнцем умирали на земле.

4 чтец: Под шквалом непрерывного огня

В атаку, зубы стиснув, вы бежали,

И плакали, фашиста матеря,

Когда еще в начале отступали!

5 чтец: Плененные, с достоинством держались,

И выстояли, мужество храня,

И, как могли, друг другу помогали,

Хоть не прощенные, но Родину любя!

6 чтец: В Америке, в Европе все узнали,

Как побеждать умеет наш народ,

Как губы полумертвые шептали:

«За Родину! За Сталина! Вперед!»

7 чтец: Как наш народ умеет ненавидеть,

Как может сильно Родину любить!

И там пусть не стараются забыть,

Как всей Европе помогли мы выжить!

Песня «Фронтовые подруги»

Ведущий 1: Пылает днем и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.

Ведущий 2: Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

Ведущий 1: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Фоновая музыка. Метроном. Минута молчания.

Ведущий 1: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!

Мы – поколение, которое называет себя будущим!

Ведущий 2: Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!

Ведущий 1: Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Ведущий 2: Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Ведущий 1: Память о павших неподвластна времени. Она предупреждает, тревожит нас! Мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем.

Песня «Прадедушка» 3 а класс

Ведущий 1: И до сих пор мы слышим звон капели
Победной, долгожданной той весны,
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Ведущий 2: Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!
Ведущий 1: Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружиться планета,
Как хорошо на свете без войны!

Песня «Кто, если не мы!»

1871

18 марта - День Парижской коммуны. После поражения во франко-прусской войне 1870-71 на Францию были наложены контрибуции. Разруха, нищета, голод привели к бунтам, а потом и к настоящему народному восстанию. В марте 1871-го над ратушей Парижа было поднято красное знамя, правительство бежало в Версаль, а затем министры были арестованы. Парижская коммуна просуществовала только 72 дня. После ее падения начался террор и расправы над коммунарами.
Но опыт самоорганизации и революционной борьбы, приобретенный в дни Коммуны пролетариатом, поистине бесценный.
В 1911 году в статье «Памяти Коммуны» В.И. Ленин писал: «Коммуна боролась не за какую-нибудь местную или узконациональную задачу, а за освобождение всего трудящегося человечества, всех униженных и оскорбленных. Как передовой борец за социальную революцию, Коммуна снискала симпатии всюду, где страдает и борется пролетариат. Вот почему дело Коммуны не умерло; оно до сих пор живет в каждом из нас. Дело Коммуны - это дело социальной революции. Дело полного политического и экономического освобождения трудящихся, это дело всесветного пролетариата. И в этом смысле оно бессмертно».

1991

17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР. На следующий день были оглашены его итоги. При явке 80,03% подавляющее большинство участников голосования - 77,85% - высказалось за сохранение Союза. В РСФСР число сторонников Союзного государства составило 79%, на Украине и в Белоруссии - более 83%, в Азербайджане и Узбекистане - более 93%, в Казахстане - 94%, в Киргизии и Таджикистане - 96%, в Туркмении - почти 98%.
В ряде республик, где к власти пришли сепаратисты-антисоветчики, референдум на официальном уровне бойкотировали. Но практически 100% тех, кто смог там проголосовать, также выступили за Союз.
В Южно-Осетинской автономной области голосование проходило в условиях войны и блокады, однако голосование состоялось: против сохранения СССР проголосовали только 9 человек из 44 тысяч. В Абхазской АССР 99% выступили за сохранение Союза. В референдуме участвовало 84% избирателей Приднестровья, из числа которых 98% проголосовали за сохранение СССР. В Гагаузии участвовало 97% избирателей, из числа которых 98% высказались за сохранение СССР. В Крыму 17 марта 1991 года за Союз высказались почти 88%.
Если бы воля народа не была попрана предателями в руководстве страны, а СССР сохранен, не было бы сегодняшней разрухи и нищеты, кровавых конфликтов и усобиц.

Крым вернулся в Россию

2014

Через 23 года после союзного референдума, 16 марта 2014 года, после государственного переворота в Киеве, жители Крыма и Севастополя выразили свою однозначную волю: быть вместе с Россией, а не в бандеровской Украине.
На территории Автономной Республики Крым 96,77% проголосовавших (1 233 002 избирателей) проголосовало «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации». Явка составила более 83%. В Севастополе при явке почти 90% за воссоединение с Россией высказались 95,6% (262 041 избирателей).
17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом. 18 марта 2014-го был предписан и ратифицирован договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России.
Но в дни крымских торжеств не забудем о длящейся все эти четыре года трагедии Донбасса, Донецкой и Луганской народных республик, где тоже прошли референдумы.
Этой трагедии не было бы, если бы в далеком 1991-м не попрали волю советского народа.
Эту трагедию можно остановить, если признать волю народа Донбасса, выраженную четыре года назад.