Теплые вещи

Караченцов николай дети и внуки. Николай Караченцов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети, фото актера

Николай Петрович Караченцов – это человек, имя которого всегда будет важной частью советского мира искусства. Он играл в кино, появлялся на театральной сцене, пел, озвучивал мультфильмы и иностранные киноленты (в частности, подарил голос героям Жан-Поля Бельмондо).

Звезда мюзикла «Юнона и Авось», комедии «Белые росы», драмы «Моонзунд» и трагикомедии «Старший сын», любимый миллионами зрителей России и постсоветского пространства, вынужденно прервал карьеру после аварии.

Ранние годы

Николай Петрович Караченцов появился на свет 27 октября 1944 года в Москве. Его отец Петр Яковлевич (1907 – 1998) был известным в РСФСР художником-иллюстратором, долгое время работавшим в журнале «Огонек». Мама, балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак (1913 – 1992), тоже принадлежала к творческой элите – ее постановки шли в крупнейших театрах СССР, включая столичный Большой театр.


Раннее детство Николая Караченцова прошло в районе Чистых прудов. Когда ему исполнилось 7 лет, мама отдала его в интернат при Министерстве внешней торговли. Женщина постоянно пребывала в разъездах – Вьетнам, Сирия, Великобритания – поэтому расставание с сыном было вынужденным.

Коля учился хорошо, был партийным активистом. Убеждения он пронес через всю молодость: уже в юношестве, потеряв комсомольский билет, он умолял исключить его из ячейки, утверждая, что такой рассеянный человек не заслуживает звания комсомольца.


Возможно, именно творческие профессии родителей впервые натолкнули Николая Караченцова на мысли о схожем пути. Еще в детстве он загорелся балетом, но мама, настаивавшая на более «мужественных» занятиях, подтолкнула его к увлечению спортом, поэтому Николай всегда мог похвастаться прекрасной физической формой.

«Юнона и Авось»: Молитва Резанова / Ария Пресвятой девы

В старших классах будущий актер стал выступать в составе творческой группы «Актив» при Центральном детском театре, также юноша регулярно посещал школьную студию самодеятельности. Во время репетиций Караченцов всегда чувствовал себя как рыба в воде.

Театральная карьера

Получив диплом об окончании средней школы, Николай с первой попытки поступил в Школу-студию при МХАТе, на курс Виктора Карловича Монюкова.

В 1967 году он, отличившийся в дипломных спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич», окончил училище с отличием. Хотя обычно выпускников Школы-студии автоматически направляли в МХАТ, в год его выпуска в театре имени Ленинского комсомола (Ленком) возникла острая нехватка актеров из-за ухода главного худрука Анатолия Эфроса, и Николай в числе 10-ти лучших выпускников попал в труппу Ленкома.


Первые годы службы в Ленкоме Николай Караченцов участвовал в постановках эпохи Эфроса: «Дым отечества», «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «Страх и отчаяние в третьей империи». В 1973 году в театр пришел новый худрук – Марк Захаров . С ним началась новая эпоха Ленкома и его актеров.

Николай Караченцов – Песенка Урри («Приключения Электроника»)

Сперва Захаров доверил Караченцову небольшую роль в мюзикле «Автоград 21» – молодой актер вошел в состав хора. В 1974 году он поручил Николаю учить роль Тиля Уленшпигеля для нового спектакля «Тиль» – шутовской комедии в 2-х актах в интерпретации Георгия Горина, с музыкальным сопровождением от Геннадия Гладкова и стихами Евгения Евтушенко и Юрия Энтина.


Для советских времен «Тиль» стал настоящим культурным переворотом. Смелый и умный герой-бунтарь, ловко выходящий сухим из воды в самой сложной ситуации, полюбился зрителям и в первую очередь молодежи. Достать билеты на постановку было невероятно сложно, ну а Николая Караченцова и Инну Чурикову этот спектакль сделал звездами первой величины. «Тиль» значился в репертуаре Ленкома без малого 20 лет.


В 1976 году состоялась премьера еще одной постановки Захарова, рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В главной роли блистал Александр Абдулов , а Караченцов играл сразу двух персонажей – Смерть и Главу рейнджеров. Спектакль пользовался успехом на протяжении 17-ти сезонов, и лишь в 1993 году был снят с репертуара.


Однако самой, по мнению большинства зрителей, яркой и запоминающейся ролью Николая Караченцова стал мужественный романтик – граф Николай Резанов из рок-оперы «Юнона и Авось», впервые поставленной на сцене Ленкома 9 июля 1981 года.


Видимо, звезды так встали в момент рождения «Юноны"», бог на секунду поцеловал каждого из создателей: Марка Захарова, Андрея Вознесенского, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева. Каждый со своей стороны выдал нечто безумно талантливое, такой эмоциональной силы, такого душевного вклада, что нам не приходится сейчас сомневаться в художественной ценности получившегося произведения

37-летний Караченцов не был силен в вокале, поэтому во время подготовки к спектаклю брал уроки пения у музыканта и педагога Павла Смеяна, также занятого в мюзикле.

Караченцов и Большова: «Я тебя никогда не забуду»

Караченцов в кино

Сниматься в кино Николай Караченцов начал в 1967 году, одновременно с выпуском из Школы-студии. Его первыми экранными работами стали фильмы «Штрихи к портрету В.И. Ленина», а также небольшая роль в картине «…И снова май».


Однако широкий зритель узнал о Караченцове лишь после триумфа в «Тиле» – сразу после этого вышел телеспектакль «Пир во время чумы» по пьесе Пушкина, где Караченцов играл председателя.

Серенада Рикардо («Собака на сене»)

В 1975 году состоялась премьера драмы «Старший сын», экранизации пьесы Александра Вампилова. Караченцову досталась роль юноши по фамилии Бусыгин – вместе с героем молодого Михаила Боярского он застревает на окраине Москвы и, чтобы не остаться ночью на улице, обманывает пожилого гобоиста (Евгений Леонов). Бусыгина представляют внебрачным сыном мужчины, который с восторгом принимает юношу в свою проблемную семью.


Фильмография великого актера насчитывает более сотни ярких работ: Вася из фильма «Белые росы», маркиз Рикардо из «Собака на сене», лейтенант Орлов из драмы «Батальоны просят огня», бандит Урри из «Приключений Электроника», председатель из «Колхоз интертеймент».


Отдельно в этом списке стоит также отметить роль ковбоя Билли Кинга из комедии «Человек с Бульвара Капуцинов».


На протяжении своей карьеры Николай Караченцов часто работал как артист озвучивания. Более того, именно он чаще всего озвучивал фильмы с участием известного французского актера Жан-Поль Бельмондо . Помимо этого Николай Караченцов также подарил свой голос персонажам картин «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Дом на песке», а также мультфильмов «Пес в сапогах», «Кот Котофеевич», «Бюро находок» – всего их 25.


За многочисленные заслуги перед советским искусством, Николай Петрович неоднократно удостаивался престижных наград. В послужном списке актера есть звание Заслуженного и Народного артиста РСФСР, орден Почета и орден За заслуги перед отечеством» (четвертой степени). В 2002-м году Николай Караценцов был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Николай Караченцов – Леди Гамильтон (2004 год)

Личная жизнь Николая Караченцова

Всю свою жизнь актер был женат на одной женщине – актрисе Ленкома Людмиле Поргиной . Знаменитости расписались в 1975 году и с тех пор не расставались. В 1978 году у актеров родился сын Андрей, который впоследствии стал успешным адвокатом.


Андрей и его супруга Ирина подарили Николаю Караченцову троих внуков: сына Петра (2002) и дочерей Янину (2005) и Ольгу (2015).


Авария в жизни Николая Караченцова

В ночь с 27 на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов попал в аварию, которая разделила его жизнь на «до» и «после». За пару часов до этого ему позвонила супруга, Людмила Поргина, со слезами сообщившая о смерти ее матери. Николай и его шурин, отдыхавшие на даче в Подмосковье, мигом собрались и отправились в путь, несмотря на метель.


Николай гнал свой Passat по Мичуринскому шоссе изо всех сил. Увидев впереди трамвайные пути, он дал по тормозам, но колеса заскользили, автомобиль занесло и бросило в фонарный столб. Николай потерял сознание.

Брат супруги Караченцова, сидевший на пассажирском сиденье, отделался легкими повреждениями. Он и вызвал скорую, и уже через 40 минут Караченцова везли в больницу №31, куда заведомо вызвали нейрохирургов из Боткинской больницы. Всю ночь врачи оперировали актера, получившего перелом черепа и внутреннюю черепную гематому. Кроме того, он получил травму живота и сломал три ребра.

Николай Караченцев после аварии впервые репетирует спектакль

Следующие 26 дней актер провел в коме. Потом начался сложнейший процесс реабилитации. Лишь в 2007 году он смог выйти на сцену на гала-концерте, приуроченном к 40-летию работы Николая в театре Ленком. Концерт начался с песни Николая «Я здесь», поставленной в фонограмме. В это время сидевший в зале артист крикнул «Я здесь!», и зал разразился овациями.

Однако последствия аварии поставили крест на актерской карьере Николая Караченцова. Он не смог восстановить речь в полном объеме, и вяло реагировал на внешние раздражители. После двух курсов лечения в Израиле и Китае он продемонстрировал улучшение, и в 2013 году смог исполнить почти бессловесную роль Василия в фильме «Белые росы. Возвращение».


Увы, злой рок не отступил от семьи народного артиста. Ровно спустя 12 лет после первой аварии, 28 февраля 2017 года, он вновь попал в ДТП. На этот раз за рулем автомобиля сидела его жена. Супруги в сопровождении медсестры ехали с дачи на городскую квартиру, когда их Тойота врезалась в Газель и перевернулась. Актер получил сотрясение мозга, был оперативно доставлен в НИИ Склифосовского.

Смерть

18 сентября 2017 года СМИ сообщили о госпитализации Николая Караченцова в НИИ Склифосовского. Сын актера поспешил успокоить поклонников – госпитализация оказалась плановой. Однако во время лечения в легком актера обнаружили опухоль. «Определяемся с лечением, врачи пока подбирают терапию – будем бороться, будем жить», – рассказала прессе супруга Караченцова.


Осенью 2018 Николай Караченцов попал в больницу с воспалением легких, вызванным онкологическим заболеванием. 26 октября, за день до своего 74-летия, народный артист России скончался в реанимации 62-й Московской онкологической больницы от почечной недостаточности на фоне общей болезни.

Сегодня, в пятницу, 26 октября, умер Николай Караченцов - известный советский и российский актер театр и кино. На этих выходных артист должен быть отпраздновать 74-летие, но болезнь оказалась сильнее. О смерти Николая Петровича сообщил его сын Андрей.

Причина смерти

В сентябре 2017 года у актёра диагностировали неоперабельную раковую опухоль в левом лёгком. Ко всему этому в октябре 2018 года добавилось воспаление легких, из-за чего актер попал в реанимацию.

Если бы у Коли была только онкология без инвалидности первой группы и потери части мозга, без вставленных металлических ключиц и переломанных ребер, врачам было бы гораздо проще. А поскольку Коля сильно пострадал в той страшной автоаварии 13 лет назад, врачам непросто поставить его на ноги. Организм изношен, а тут еще новые болячки прибавились. Но Кока молодец - не опускает руки. Радуется каждому дню, просит читать ему Пушкина, это ему поднимает настроение, - рассказывала супруга актера в начале октября.

По словам Людмилы, в больнице Николай Петрович очень скучал без своих домашних любимцев - попугая, кота и собаки.

Напомним, что в конце прошлого года стало известно об обнаружении у Николая Караченцова неоперабельной раковой опухоли в левом легком. Артист некоторое время лечился в Израиле. Большую часть суммы на медицинские процедуры предоставил фонд Никиты Михалкова, также несколько миллионов пожертвовали коллеги актера. К сожалению, лучевая терапия не помогла, и спустя некоторое время опухоль снова начала увеличиваться в размерах. Однако и на этом беды семьи Караченцовых не закончились.

В начале октября Николай Петрович попал в реанимацию в одну из подмосковных клиник с двусторонним воспалением легких. Именно там он и скончался, так и не дождавшись своего дня рождения.

Как рассказала радиостанции «Говорит Москва» супруга артиста Людмила Поргина, Караченцов умер в 9 утра 26 октября в Московской городской онкологической больнице. У него отказали почки.

Биография Николая Караченцева

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах. Отец Пётр Яковлевич Караченцов (1907-1998) много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к (1913-1992), балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большом театре, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне.

В 1967 году с отличием окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (ныне - Школа-студия, институт, им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А. П. Чехова), где учился на курсе Виктора Монюкова.

После этого молодой актер должен был по распределению поступить во МХАТ, однако в театральную школу обратилось руководство Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне - Московский государственный театр "Ленком"), который вслед за уходом главного режиссера Анатолия Эфроса покинули многие актеры. После этого десять лучших выпускников Школы-студии МХАТ, в том числе Николай Караченцов, были направлены на работу в "Ленком".

На сцене "Ленкома" актер сыграл более чем в 20 постановках разных жанров - от драмы до рок-оперы. Первый успех ему принесла роль Тиля Уленшпигеля в спектакле Марка Захарова "Тиль" (1974). Николай Караченцов также был задействован в спектаклях: "Жестокие игры" (1972), "Автоград 21" (1973), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты" (1976), "Оптимистическая трагедия" (1983), "Гамлет" (1986), "…Sorry" (1992), "Шут Балакирев" (2001) и др. Наиболее популярной среди театральных работ артиста стала роль графа Резанова в рок-опере "Юнона и Авось", которую он исполнял с 1981 года на протяжении более 20 лет.

Николай Караченцов был широко известен в качестве киноактера. Дебютной для него стала роль Ивана Шульги в историко-приключенческом телефильме Марии Муат "…И снова май!" (1968). К числу наиболее известных киноработ Николая Караченцова относятся Владимир Бусыгин в драме "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова (1975, режиссер Виталий Мельников), маркиз Рикардо в музыкальном фильме "Собака на сене" по пьесе Лопе де Вега (1977, Ян Фрид), Мик Урри в фильме "Приключения Электроника" по книге Евгения Велтистова (1979, Константин Бромберг), Джефферсон Хоуп в фильме "Кровавая надпись" из цикла "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" по произведениям Артура Конан Дойля (1979, Игорь Масленников), Вася Ходас в драме "Белые росы" (1983, Игорь Добролюбов), Николай Орлов в военной драме "Батальоны просят огня" по мотивам повести Юрия Бондарева (1985, Владимир Чеботарев и Александр Боголюбов), Билли Кинг в приключенческой комедии "Человек с бульвара Капуцинов" (1987, Алла Сурикова), "Японец" в авантюрной комедии "Дежа вю" (1989, Юлиуш Махульский) и др.

Также снимался в фильмах и сериалах: "Моя судьба" (1973, режиссер Леонид Пчелкин), "Одиножды один" (1974, Геннадий Полока), "Ярославна, королева Франции" (1978, Игорь Масленников), "Благочестивая Марта" по мотивам пьесы Тирсо де Молина (1980, Ян Фрид), "Остров сокровищ" по одноименному роману Роберта Льюиса Стивенсона (1982, Владимир Воробьев), "Трест, который лопнул" по произведениям О. Генри (1982, Александр Павловский), "Моонзунд" по роману Валентина Пикуля (1987, Александр Муратов), "Криминальный квартет" (1989, Александр Муратов), "Петербургские тайны" (1994–1998, Вадим Зобин и др.), "Досье детектива Дубровского" (1999, Александр Муратов) и др. В общей сложности исполнял различные роли более чем в 90 фильмах и сериалах.

Все трюки в приключенческих лентах актер исполнял самостоятельно, без каскадеров.

Артист исполнял песни к различным художественным и мультипликационным фильмам, многие из них были выпущены на компакт-дисках и аудиокассетах. В общей сложности Николай Караченцов записал более 200 песен.

Николай Караченцов дублировал иностранные фильмы, в том числе все ленты с участием французского актера Жан-Поля Бельмондо, которые шли в отечественном прокате. Также актер озвучивал мультипликационные фильмы ("Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах", "Космические пришельцы", "Бюро находок", "Остров капитанов" и др.), участвовал в аудиоспектаклях ("Пикник на обочине", "Казаки", "Питер Пэн", "Ромео и Джульетта").

Избирался секретарем Союза театральных деятелей России. Возглавлял жюри фестиваля актерской песни им. Андрея Миронова.

Был членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Народный артист РСФСР (1989).

Был награжден орденами Почета (1997) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Лауреат Государственной премии РФ (2002; за роль в спектакле "Шут Балакирев"), премии МВД РФ (2001).

Был удостоен специального приза кинофестиваля "Амурская осень" (2004, Благовещенск, Амурская область), премии "Своя колея" (2005; учреждена Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы), специального приза "Хрустальная роза" московской театральной премии "Хрустальная Турандот" (2005), российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова "Фигаро" (2011) и др.

Своеобразная красота Николая Караченцова сразила наповал многих женщин. С первого взгляда он мог не понравится, но когда выходил на сцену, то равных ему не было. В артиста было сложно не влюбиться. Случилось это и с Людмилой Поргиной, молодой актрисой «Ленкома». На момент знакомства с Караченцовым она была замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но какое это имело значение, если женщина поняла, что в её сердце поселилась настоящая любовь? Пара узаконила свои отношения в 1975 году. Этот брак оказался крепким и долгим.

Личная жизнь Николая Караченцова сложилась также успешно, как и карьера. В 1978 году у актёра родился сын Андрей, который не пошел по стопам родителей и стал адвокатом.

Харизматичному и популярному актёру приписывали множество романов. Его женщинами называли многих известных актрис. До встречи с Людмилой Поргиной у Караченцева был роман с коллегой Светланой Савеловой. Потом ходили слухи о связи артиста с Ольгой Кабо, танцовщицей Мариной Ширшиковой и Ириной Грибулиной. Но правда это или домыслы жаждущих сенсаций журналистов – известно лишь самому Николаю Караченцову и его жене. Как бы там ни было, но пара вместе уже четыре десятилетия.

За всю карьеру Николай Петрович старался избегать актерских тусовок, но никогда не отказывался от весёлых компаний в тесном семейном кругу. В отличие от повышенной требовательности к собственному творчеству, в быту актёр отличался особой непритязательностью. Любимым видом спорта для него всегда был теннис.

В настоящее время у Николая Караченцова есть трое внуков: Пётр, Янина и Ольга.

Артист попал в ДТП

Ночью 28 февраля 2005 года автомобиль актера Николая Караченцова попал в страшное ДТП. Тогда звезда отечественного кинематографа спешил со своей дачи в Москву, взволнованный известием о смерти тещи Надежды Поргиной. В результате обледенелая дорога, непристегнутые ремни безопасности и превышенная скорость авто артиста привели к ужасной аварии, в результате чего Николай Караченцов получил серьезную черепно-мозговую травму.

В клинике ему экстренно были сделаны трепанация черепа и операция на головном мозге, после чего Николая Петровича перевели в Институт Склифосовского. Там актёр пролежал в коме почти месяц, но усилия врачей увенчались успехом: он пошел на поправку. Длительный процесс восстановления позволил звезде вернуться к жизни.

В 2007 году Николай Караченцов стал участником гала-концерта «Звезды сошли с небес…», на котором он презентовал диски с собственным репертуаром. В то время актёра пришли поддержать на сцене многие его звездные друзья, в числе которых Михаил Боярский, Александр Маршал, Олег Газманов, Лайма Вайкуле.

Но после аварии Николаю Караченцову так и не удалось полностью восстановить речь и движения, поэтому продолжать актёрскую карьеру он не смог. В 2011 году артист проходил курс реабилитации в Израиле.

24 июня 2012 года некоторые СМИ сообщили о смерти великого артиста, чем шокировали не только поклонников Николая Караченцова, но и его друзей и коллег по «Ленкому». Как оказалось, шокирующее известие о кончине актёра было спровоцировано информацией о резком ухудшении здоровья Николая Петровича. Нерадивые журналисты, жаждущие сенсации, придумали «утку» о смерти, взбудоражив тысячи людей.

В 2013 году артист прошёл курс лечения в ведущих клиниках Пекина. В октябре 2016-г Московский фонд мира наградил артиста золотым Орденом «Служение искусству».

Спустя ровно 12 лет, 27 февраля 2017 года, Николай Караченцов снова попал в серьезное ДТП. Принадлежащей его жене автомобиль Toyota Highlander столкнулся с «Газелью» в Подмосковье. Авария произошла на улице Пушкина в коттеджном поселке Загорянский. После столкновения с «Газелью» авто, в котором находился Караченцов, перевернулось, а актера пришлось экстренно госпитализировать в ближайшую клинику - у него диагностировано сотрясение мозга.

Творчество Николая Караченцева

Роли в театре Ленком

1967 - «Дым отечества» К. Симонова - Шурка Басаргин «Прощай, оружие» по Э. Хемингуэю (реж. А. Гинзбург, О. Чубайс) - Солдат «Золотой ключик» А. Толстого; постановка С. Штейна - Кот Базилио «Суджанские мадонны» - Колька «В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфроса - Женя «Мольер» по М. Булгакову - Шарлатан с клавесином, брат Силы

1972 - «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова; постановка В. Монахова - Данила

1973 - «Колонисты» по А. Макаренко; постановка Ю. Мочалова - Карабанов

1973 - «Автоград 21»; постановка М. Захарова - хор

1974 - «Музыка на 11-м этаже» И. Ольшанского; постановка В. Монахова - Костя

1974 - «Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру; постановка М. Захарова - Тиль Уленшпигель «Конец Хитрова рынка»; постановка В. Монахов и В. Всеволодова - Сеня Булаев

1976 - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» рок-опера А. Рыбникова по поэме Пабло Неруды; постановка М. Захаров) - Смерть и Главарь рейнджеров «Гамлет» У. Шекспира; постановка А. Тарковского - Лаэрт

1979 - «Жестокие игры» А. Арбузова; постановка М. Захарова - Миша Земцов

1981 - «Юнона и Авось» рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского; постановка М. Захарова - граф Резанов

1983 - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского - Алексей «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта - Штурмовик и Молодой рабочий

1986 - «Диктатура совести» М. Шатрова; постановка М. Захарова - Карбышев

1990 - «Школа для эмигрантов» - Серж

1992 - «…Sorry» А. Галина; постановка Г. Панфилова - Юрий Звонарёв

1995 - «Чешское фото» А. Галина; постановка А. Галина - Лев Зудин

2001 - «Шут Балакирев» Г. Горина; постановка М. Захарова - Меншиков

2004 - «Город миллионеров»; постановка Р. Самгина - Доменико Сориано

Работы на телевидении

1970 - «Иван и Алтыншаш» (телеспектакль)- «Иван, киномеханик»

1970 - «Боян Чонос» (телеспектакль) - Коста-Лазар

1974 - «Пир во время чумы (телеспектакль)» (телеспектакль); постановка М. Захарова - Председатель Вальсингам

1976 - «В одном микрорайоне» (телеспектакль) - Валера Серёгин (в титрах - Караченцев)

1976 - «Волшебный фонарь» (телеспектакль) - Вдова, парижанин

1980 - Бенефис Татьяны Дорониной - Орфей, Цыган, Синдбад-мореход, Граф-жестянщик, Кай

1996 - «Любовь великих» (телеспектакль)

2002 - «Сладкий сон мой» (телеспектакль) - Викентий Витольдович Ларго

2002 - «Юнона и Авось» (фильм-спектакль) - граф Резанов

Когда с Николаем Караченцовым случилась беда, вдруг выяснилось, что в его семье, кроме родного, есть и приемный сын. Михаил дежурил у кровати артиста, позже сопровождал его на прогулках. Репортеры выяснили, кто же этот парень.

Николай Петрович Караченцов всегда говорил, что семья для него на первом месте. А семья – это жена Людмила Поргина, сын Андрей, внуки Петя и Яна. И еще Михаил Большаков, которого в дружной семье Караченцовых давно считают вторым сыном.

12-летний Миша Большаков познакомился с Караченцовыми почти 20 лет назад. В то время он гостил у друзей родителей на даче. Их соседями и оказалась актерская семья.

– Стоял чудесный июньский день, – вспоминает Людмила Андреевна. – Мы с сыном Андреем поехали на дачу, а Коля в это время был на съемках. Я позвала соседей, собралась веселая компания, пели песни под гитару, шашлыки жарили. Потом я пошла в дом и вдруг обнаружила, что у меня не работает кран. Попыталась было сама отремонтировать – не получается. Тогда друзья и посоветовали позвать Мишу. Сказали, что у него просто золотые руки, он все починить может. Делать было нечего – позвала. И этот парнишка все отремонтировал за пару минут!

В благодарность Поргина пригласила юного мастера остаться в их компании. Мальчик согласился.

– А я в это время как раз вернулась из тура по Италии и увлеченно принялась рассказывать об этом друзьям за столом, – продолжает Поргина. – И если соседи к моим историям привыкли, то Мишка, помню, слушал меня открыв рот. Так мы и подружились. Тем летом он много времени гостил у нас, играл с Андреем. В общем, мы и сами потом не заметили, как постепенно он стал полноправным членом нашей семьи. Через какое-то время Мишка стал Колю называть папой, а меня – мамой.

Вскоре в жизни Миши произошло другое, не менее важное событие – он решил окреститься. Подтолкнула его к этому Людмила Андреевна.

– Я сказала: «Хочу, чтобы ты стал православным. Будем с тобой в монастыри ездить, в храмы ходить». И он согласился, ответив: «Хорошо, мама», – рассказывает жена актера. – Но еще больше он меня поразил, когда спросил, смогу ли я быть его крестной мамой. Я сразу согласилась. Для меня это большая честь и ответственность. От своих обязанностей я никогда не отлыниваю. Год назад мы ездили с Мишей в Грецию на остров, где находится церковь святого Михаила. Я знала, что крестнику просто физически необходимо там побывать. Он тогда переживал непростые времена, долго не мог найти работу, начал копаться в себе, и я поняла, что надо действовать. И едва Мишка ступил на эту землю, как сразу влюбился в ее красоты. В храме мы читали акафист, молились за здоровье Коли и всех, кого мы любим. На этом дивном острове мы пробыли буквально пару дней, и перед самым нашим отъездом произошел презабавный случай.

Утром мы с сынком, как я его в шутку называю, пошли в храм, и там он, стоя перед иконами, произнес: «Господи, как же я не хочу отсюда уезжать! Вот бы остаться еще на денек». И что вы думаете, нас так поразила красота собора, что мы, видимо, потеряли счет времени и в итоге опоздали на паром, уходящий на материк. То есть желание Миши исполнилось. Потом я нашла русскоговорящую девушку, которая помогла нам и организовала ужин для всех двенадцати человек, которые опоздали к переправе. И я помню, как я сидела у храма, чувствовала запах ладана, доносящийся оттуда, и мысленно возносила хвалу Господу, что нам удалось остаться в этом раю еще на одну ночь. А утром за нами пришел паром, и мы уехали оттуда такие счастливые!

Со своим крестным сыном Поргина общается почти каждый день. Если у Михаила нет возможности заглянуть на огонек к своей второй маме, он обязательно звонит, чтобы узнать, как дела у папы Коли, может ли он чем-нибудь помочь.

– Преданность Миши нашей семье я оценила, когда с Колей случилась беда (Николай Петрович попал в аварию, врезавшись в столб. – Авт.), – говорит Людмила Андреевна. – Я добилась того, чтобы Миша находился в реанимации. Большую часть времени рядом с Колей, конечно, была я – читала ему стихи, псалмы, пела песни, рассказывала смешные случаи из нашей жизни, о том, как дела на работе у сына, что опять учудил внук Петька, а вечером приходил Миша. Он читал Коке все письма из интернет-почты, которые приходили ему со всего мира – из Англии, Франции, Германии, Израиля, Канады.

Потом он стал приносить ему пластинки с его песнями – так нам рекомендовали делать врачи. Позже, когда Коля уже открыл глаза, приносил ему стопки кассет с фильмами, где Коля снимался. Показывали мы ему в основном комедии – настроение у мужа после операции, сами понимаете, было упадническое, ему ничего не хотелось, свет был немил, и нам надо было заставить его улыбаться.

Правда, когда мы хотели ему включить «Юнону и Авось», он мотал головой и отворачивался. Миша покупал килограммы творога, клубники и всех продуктов, которые нужны были тогда. После операции Кока очень плохо глотал, и, чтобы его накормить, уходили часы. Но от Миши я никогда не слышала ни слова упрека, он сидел у кровати Коли столько, сколько это было нужно, подносил ему ложечку и ждал, когда Николай Петрович проглотит пищу.

– А сын Андрей никогда не ревновал вас к Михаилу?

– Нет, что вы! Миша постарше нашего Андрюшки, поэтому он для него всегда был как старший брат: к примеру, учил ездить на машине. Да и вообще, они слишком разные. Андрюша – молчун, теннисист, спортсмен. А Мишка, наоборот, далек от спорта, на тренажеры его не затащишь, он говорливый, общительный. Когда мы приезжали куда-то отдыхать, наш Андрей первым делом интересовался, где бассейн, а Мишка шел на пляж загорать или в номере книжку читал. Но наш Андрюшка рано женился, а Мишка еще гуляет: говорит, не нашел свою девушку. Я, конечно, пыталась устроить своему крестнику его личную жизнь, приводила на смотрины каких-то девушек. Он весь вечер с ними флиртовал, заигрывал, глазки строил, цитировал классиков, а едва они уходили, надувал губы и говорил, что это не женщина его мечты.

Сейчас крестный сын Николая Караченцова работает в престижной фирме, окончил Московский автомобильно-дорожный институт.

– Машины – его главная и, похоже, единственная страсть, – вздыхает Людмила Поргина. – О двигателях, колесах и прочих деталях он может говорить часами. У него прямо глаза загораются, когда он смотрит свои эти автомобильные передачи. Но лично мне кажется, что из него бы получился неплохой актер. Он талантливый парень: пишет стихи и музыку, играет на гитаре. Но пока Мишка в своей жизни ничего менять не хочет. А мы счастливы, что у нас не один, а два сына.

Когда с Николаем Караченцовым случилась беда, вдруг выяснилось, что в его семье, кроме родного, есть и приемный сын. Михаил дежурил у кровати артиста, позже сопровождал его на прогулках. Репортеры выяснили, кто же этот парень.

Николай Петрович Караченцов всегда говорил, что семья для него на первом месте. А семья - это жена Людмила Поргина, сын Андрей, внуки Петя и Яна. И еще Михаил Большаков, которого в дружной семье Караченцовых давно считают вторым сыном.

12-летний Миша Большаков познакомился с Караченцовыми почти 20 лет назад. В то время он гостил у друзей родителей на даче. Их соседями и оказалась актерская семья.

Стоял чудесный июньский день, - вспоминает Людмила Андреевна. - Мы с сыном Андреем поехали на дачу, а Коля в это время был на съемках. Я позвала соседей, собралась веселая компания, пели песни под гитару, шашлыки жарили. Потом я пошла в дом и вдруг обнаружила, что у меня не работает кран. Попыталась было сама отремонтировать - не получается. Тогда друзья и посоветовали позвать Мишу. Сказали, что у него просто золотые руки, он все починить может. Делать было нечего - позвала. И этот парнишка все отремонтировал за пару минут!

В благодарность Поргина пригласила юного мастера остаться в их компании. Мальчик согласился.

А я в это время как раз вернулась из тура по Италии и увлеченно принялась рассказывать об этом друзьям за столом, - продолжает Поргина. - И если соседи к моим историям привыкли, то Мишка, помню, слушал меня открыв рот. Так мы и подружились. Тем летом он много времени гостил у нас, играл с Андреем. В общем, мы и сами потом не заметили, как постепенно он стал полноправным членом нашей семьи. Через какое-то время Мишка стал Колю называть папой, а меня - мамой.

Вскоре в жизни Миши произошло другое, не менее важное событие - он решил окреститься. Подтолкнула его к этому Людмила Андреевна.

Я сказала: «Хочу, чтобы ты стал православным. Будем с тобой в монастыри ездить, в храмы ходить». И он согласился, ответив: «Хорошо, мама», - рассказывает жена актера. - Но еще больше он меня поразил, когда спросил, смогу ли я быть его крестной мамой. Я сразу согласилась. Для меня это большая честь и ответственность. От своих обязанностей я никогда не отлыниваю. Год назад мы ездили с Мишей в Грецию на остров, где находится церковь святого Михаила. Я знала, что крестнику просто физически необходимо там побывать. Он тогда переживал непростые времена, долго не мог найти работу, начал копаться в себе, и я поняла, что надо действовать. И едва Мишка ступил на эту землю, как сразу влюбился в ее красоты. В храме мы читали акафист, молились за здоровье Коли и всех, кого мы любим. На этом дивном острове мы пробыли буквально пару дней, и перед самым нашим отъездом произошел презабавный случай.

Утром мы с сынком, как я его в шутку называю, пошли в храм, и там он, стоя перед иконами, произнес: «Господи, как же я не хочу отсюда уезжать! Вот бы остаться еще на денек». И что вы думаете, нас так поразила красота собора, что мы, видимо, потеряли счет времени и в итоге опоздали на паром, уходящий на материк. То есть желание Миши исполнилось. Потом я нашла русскоговорящую девушку, которая помогла нам и организовала ужин для всех двенадцати человек, которые опоздали к переправе. И я помню, как я сидела у храма, чувствовала запах ладана, доносящийся оттуда, и мысленно возносила хвалу Господу, что нам удалось остаться в этом раю еще на одну ночь. А утром за нами пришел паром, и мы уехали оттуда такие счастливые!

Со своим крестным сыном Поргина общается почти каждый день. Если у Михаила нет возможности заглянуть на огонек к своей второй маме, он обязательно звонит, чтобы узнать, как дела у папы Коли, может ли он чем-нибудь помочь.

Преданность Миши нашей семье я оценила, когда с Колей случилась беда (Николай Петрович попал в аварию, врезавшись в столб. - Авт.), - говорит Людмила Андреевна. - Я добилась того, чтобы Миша находился в реанимации. Большую часть времени рядом с Колей, конечно, была я - читала ему стихи, псалмы, пела песни, рассказывала смешные случаи из нашей жизни, о том, как дела на работе у сына, что опять учудил внук Петька, а вечером приходил Миша. Он читал Коке все письма из интернет-почты, которые приходили ему со всего мира - из Англии, Франции, Германии, Израиля, Канады.

Потом он стал приносить ему пластинки с его песнями - так нам рекомендовали делать врачи. Позже, когда Коля уже открыл глаза, приносил ему стопки кассет с фильмами, где Коля снимался. Показывали мы ему в основном комедии - настроение у мужа после операции, сами понимаете, было упадническое, ему ничего не хотелось, свет был немил, и нам надо было заставить его улыбаться.

Правда, когда мы хотели ему включить «Юнону и Авось», он мотал головой и отворачивался. Миша покупал килограммы творога, клубники и всех продуктов, которые нужны были тогда. После операции Кока очень плохо глотал, и, чтобы его накормить, уходили часы. Но от Миши я никогда не слышала ни слова упрека, он сидел у кровати Коли столько, сколько это было нужно, подносил ему ложечку и ждал, когда Николай Петрович проглотит пищу.

А сын Андрей никогда не ревновал вас к Михаилу?

Нет, что вы! Миша постарше нашего Андрюшки, поэтому он для него всегда был как старший брат: к примеру, учил ездить на машине. Да и вообще, они слишком разные. Андрюша - молчун, теннисист, спортсмен. А Мишка, наоборот, далек от спорта, на тренажеры его не затащишь, он говорливый, общительный. Когда мы приезжали куда-то отдыхать, наш Андрей первым делом интересовался, где бассейн, а Мишка шел на пляж загорать или в номере книжку читал. Но наш Андрюшка рано женился, а Мишка еще гуляет: говорит, не нашел свою девушку. Я, конечно, пыталась устроить своему крестнику его личную жизнь, приводила на смотрины каких-то девушек. Он весь вечер с ними флиртовал, заигрывал, глазки строил, цитировал классиков, а едва они уходили, надувал губы и говорил, что это не женщина его мечты.

Сейчас крестный сын Николая Караченцова работает в престижной фирме, окончил Московский автомобильно-дорожный институт.

Машины - его главная и, похоже, единственная страсть, - вздыхает Людмила Поргина. - О двигателях, колесах и прочих деталях он может говорить часами. У него прямо глаза загораются, когда он смотрит свои эти автомобильные передачи. Но лично мне кажется, что из него бы получился неплохой актер. Он талантливый парень: пишет стихи и музыку, играет на гитаре. Но пока Мишка в своей жизни ничего менять не хочет. А мы счастливы, что у нас не один, а два сына.

Христофоров Валерий/ТАСС

До 27 февраля 2005 года жизнь Николая Караченцова была чередой побед — на сцене, в кино и в семье. Блестящая театральная карьера, более 100 фильмов с его участием, дом — полная чаша.

Настоящий мужчина


… И снова май! (1968)

Выросший в творческой семье (отец — художник, мать — балетмейстер), Караченцов тонко чувствовал искусство, сохраняя при этом внутреннюю силу настоящего мужчины. Не случайно в детстве он занимался бальными танцами и боксом одновременно.

А когда вышел на сцену Ленкома в роли Тиля из одноименного спектакля, мгновенно покорил всю театральную Москву.

Шут, бунтарь и хулиган — образ Тиля Уленшпигеля был актеру невероятно близок.

«Без риска немыслим поиск, а без поиска какое же искусство», — говорил он в одном из интервью.

Какая женщина устоит перед такой мужественностью и напором? Молодому актеру Караченцову приписывали множество романов с актрисами. Но самый главный случился, когда он встретил молодую актрису Людмилу Поргину.

«Девонька моя»


Следствие ведут Знатоки (1971−1989)

К тому моменту Николай был уже опытным актером — служил в Ленкоме шестой год. Поргину же только вводили в первый для нее спектакль.

Увидев Караченцова на сцене, она поняла, что ее неудержимо тянет к этому нескладному артисту.

Людмила была замужем, Николай тоже не был свободен. Долгое время они просто приглядывались друг другу, не решаясь сделать первый шаг. Наконец, Люда решилась.

После очередной актерской вечеринки, она попросила Николая о разговоре наедине — и призналась в чувствах. Оказалось, что он тоже был влюблен — но не чувствовал себя вправе предпринимать какие-то действия по отношению к замужней женщине.

Впрочем, замужней Поргина оставалась недолго. Получив развод, она стала ждать предложения от Караченцова — а тому было не до свадьбы. Спектакли с его участием собирали аншлаги, график гастролей был сумасшедшим.

В конце концов, Поргина пошла на хитрость: рассказала любимому о поклоннике, которому давно отказала — мол, а не выйти ли мне замуж за него? Заявление в ЗАГС подали сразу же.

Жену Караченцов ласково называл «девонькой» — так повелось с самого начала и сохранилось на долгие десятилетия.

В 1978 году у пары родился сын Андрей — и с того момента Людмила окончательно ушла в тень знаменитого супруга, сосредоточившись на семье. А у Николая впереди был главный триумф — рок-опера «Юнона и Авось».

Граф Резанов


Юнона и Авось (2004)

Трагическая история любви российского путешественника и дочери испанского губернатора Калифорнии сделала из Караченцова звезду мирового масштаба.

Рок-опера Марка Захарова с успехом шла не только в России, но и во Франции, США, Германии, Нидерландах…

Уже репетируя роль графа Резанова, Караченцов начал брать уроки вокала у музыканта Павла Смеяна — поначалу тот вытягивал за актера высокие ноты в музыкальных номерах.

Он играл эту роль 24 года: актеры других ролей менялись, но Караченцов неизменно выходил на сцену. В 2001 году он вместе со всем Ленкомом отпраздновал 20-летний юбилей спектакля.

«Хорошо, что «"Юнона» и «Авось»» сохранила свое очарование. В первую очередь благодаря Караченцову и умелой политике театра, поскольку в спектакль ввели много молодых актеров и это сыграло свою роль", — говорил тогда композитор, написавший музыку к рок-опере Александр Рыбников.

Авария


Собака на сене (1977)

27 февраля 2005 года Караченцов был на даче в подмосковной Валентиновке, когда раздался звонок от жены Людмилы. Она сообщила плохие новости: у нее на руках в их городской квартире умерла ее мама, теща Николая.

Отговорить мужа от поездки в город поздним вечером Людмила не смогла — он не хотел оставлять жену одну наедине с горем. Караченцов сел в машину и помчался в Москву, превышая скорость и не пристегнувшись ремнем безопасности.

У любого другого человека не было бы шансов выжить в той аварии: попав колесом в колею на ледяной дороге, автомобиль на полном ходу врезался в столб. У актера был раскроен череп, пробит висок, нос и челюсть сломаны.

Невероятная физическая подготовка Караченцова (во всех фильмах он всегда сам исполнял трюки!) и смелость врачей спасли ему жизнь. Операцию на головном мозге нужно было делать сразу же, не теряя ни минуты. И нейрохирурги взяли на себя эту ответственность.

Позднее, после долгих лет тяжелого лечения и реабилитации, Караченцов скажет жене: «Лучше бы я умер сразу, а не заставлял бы тебя страдать». Но Людмила только замашет на него руками: она любит его любого. И верит в чудо.

Новые испытания


Благочестивая Марта (1980)

За 12 лет с момента аварии состояние Николая Караченцова то улучшалось, то вновь откатывалось на исходные позиции. Лечение в России, Израиле, Китае и Тибете — его семья использовала любой шанс, дающий хоть какую-то надежду.

Чтобы его жизнь не казалась сплошной больницей, Людмила Поргина активно выводила мужа в свет: на спектакли, кинопремьеры, балет. Караченцов даже снялся в продолжении фильма «Белые росы» — несмотря на возражения врачей. Сыграть небольшой эпизод ему было по силам.

«Колин внешний вид, парез лицевых мышц, невнятная речь не соответствуют его интеллектуальному и эмоциональному состоянию», — рассказывала Людмила в одном из интервью.