Свой стиль

Сложная жизнь георгия вицина. Актеры, воевавшие в великую отечественную войну Георгий вицин почему не воевал

Заслуженный артист РСФСР (1959)
Народный артист РСФСР (1977)


Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю)1917 года. Год с 1917-го на 1918-й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком - он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детствабыл очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.

Вот что он вспоминал об этом: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г. Бирман, А.И. Благонравова и В.Н. Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного. Сталин тут же подарил братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме "Иван Грозный", и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях.

Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицин оказалась трещина в ребре, но Вицин не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер - в детективных, исторических и лирических.

В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но самое главное - он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывал Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…»

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все - трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О. Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»:

«Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена-перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов - есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин - воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин - мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: "Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше", - стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя - свобода. Они появились на экране в начале 60-х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом - молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где тройка Никулин-Вицин-Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех - вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине:


«Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во-первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой - Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым.Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…»

18 апреля 1917 года (по новому стилю) в городе Териоки (сегодня Зеленогорск) родился Георгий Михайлович Вицин - будущий советский актер театра и кино, народный артист СССР. За свою карьеру он снялся более чем в 100 фильмах, а также озвучил огромное количество ролей в кино и мультфильмах. Всенародную любовь и известность актеру принесли роли в комедийных картинах. В народной памяти он навсегда остался одним из любимейших советских актеров. Его роли в кино и сегодня любят миллионы зрителей, а шутки, произнесенные его персонажами с экрана, стали настоящей живой классикой отечественного юмора.

Хотя он появился на свет в Выборгской губернии, которая входила в состав Великого княжества Финляндского, родители будущего знаменитого актера были из областей центральной России. Мать Мария Матвеевна - из Пензы, отец Михаил Егорович - из Владимирской губернии. При этом родители Георгия Вицина никак не были связаны с искусством. В то же время Георгий Вицин был неординарным человеком, даже с датой его рождения вышла определенная путаница. Его мать, для того чтобы отправить ребенка в лесную оздоровительную школу, места в которой оставались только в младшей группе, подправила в метрике год рождения на 1918 и поставила дату 23 апреля - день его именин.

Все детство будущий актер провел в Москве, куда его родители переехали, когда мальчику не исполнилось еще и года. Мать Георгия работала билетершей в Колонном зале Дома союзов и часто брала сына с собой на работу. Мальчику очень нравилось наблюдать за поведением актеров и известных людей, смотреть концерты и представления. Подражая своим кумирам, он уже в 12-летнем возрасте участвовал в постановках, которые ставились на школьной сцене. Дар комика уже тогда проявлялся в нем, его пародии на учителей нравились одноклассникам. Позднее Георгий Вицин скажет: «Смеяться - это естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь».

С 1926 по 1933 год Георгий Вицин учился в обычной московской школе-семилетке №26, после окончания которой решил получить профессиональное актерское образование. В 1933-1934 годах он учился в Театральном училище при Малом театре (сегодня это Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда его отчислили с формулировкой «за легкомысленное поведение». В 1934 году он поступил в Театральное училище при театре имени Вахтангова (сегодня это театральный институт имени Бориса Щукина). Отсюда он уже в 1935 году переводится в театральную студию МХАТа 2-го. В 1936 году Вицин успешно сдает выпускные экзамены и защищает дипломную работу. Получив заветный диплом, актер полный мечтаний и надежд отправляется на работу в театр.

Первые 30 лет блестящей карьеры Георгия Вицина были связаны с театром имени Ермоловой, в это время он сравнительно редко снимался в кино. В этом театре он играл с 1937 по 1969 год. В театре Ермоловой Вицин заслужено считался настоящей звездой. Рассказывали, что публика специально ходила на спектакли с его участием, спрашивая еще на кассе, играет ли сегодня на сцене Вицин. Если ответ на заданный вопрос был отрицательным, люди могли просто развернуться и уйти. В те годы о нем с удовольствием писали театральные критики, и мало кто мог подумать, что актер с такой отличной сценической карьерой сможет променять театр на кинематограф и комедийные роли.

Однако в какой-то момент Георгий Вицин все-таки устал от ограниченного театрального репертуара, который повторялся изо дня в день, чтобы вырваться за его рамки он решает попробовать свои силы в кино. Первый его дебют на экране произошел еще в 1944 году, когда он снялся в эпизодической роли опричника в картине Эйзенштейна «Иван Грозный», по другим данным он дебютировал в кино на год позже в картине «Здравствуй, Москва!». После этого последовало несколько ролей в образе Гоголя. В 1951 году он сыграл знаменитого писателя в картине «Белинский», а в 1952 году в фильме «Композитор Глинка». Любопытно, что классика отечественной литературы Вицин играл трижды, в том числе и по причине внешнего сходства с писателем, а также реалистического и очень естественного исполнения данной роли. В третий раз Николая Гоголя актер сыграл в 1959 году в картине «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Однако не роли в исторических картинах и не образ Гоголя принесли Вицину известность и народную любовь. Первой по-настоящему заметной картиной с его участием стал фильм «Запасной игрок». На экраны стран этот фильм с Вициным в главной роли вышел в 1954 году, вместе с ним к актеру пришла и настоящая известность. Актеру, которому на тот момент было уже 37 лет, надо было сыграть юного, подающего большие надежды футболиста Васю Веснушкина. Для того чтобы достойно смотреться на экране, Георгий Вицин ежедневно тренировался на стадионе, однако подкупила зрителей не его физическая форма. В его исполнении Василий Веснушкин получился скромным и трогательным молодым человеком, находящимся в тени старшего брата. Несмотря на это, благодаря своей честности, интеллигентности, доброте и невероятному энтузиазму, ему удается не только стать звездой своей футбольной команды, но и добиться расположения девушки, в которую он был влюблен. Роль Вицина в этом фильме была очень лиричной, в ней практически ничего не было от будущих комических образов, которые станут легендарными.

Актер на протяжении всей своей творческой карьеры выглядел очень молодо. Именно поэтому в свои 37 лет он с легкостью мог сыграть молодого 18-летнего парня. Все потому, что Георгий Вицин старался вести здоровый образ жизни: он не курил и не пил, а также занимался йогой, что для СССР тех лет было достаточно редким явлением. Георгий Михайлович очень скрупулезно и ответственно относился к собственному здоровью, не любил застолья и игнорировал шумные московские посиделки. На протяжении всей своей жизни он был очень скромным человеком и не любил повышенного внимания к своей персоне. Несмотря на это Вицину очень хорошо удавались роли пьяниц, которые он исполнял достоверно и реалистично.

После картины «Запасной игрок» достаточно долгое время Григорий Вицин снимается в небольших характерных ролях, наподобие сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи» Шекспира, которая была экранизирована Яном Фридом, или незначительных эпизодах. Но даже не главные роли Вицину удавалось наполнить таким смыслом и содержание, что зритель часто смотрел только на него. Также он успел сняться в фильме «Она вас любит!», где самостоятельно выполнял некоторые трюки. К примеру, в эпизоде с водными лыжами планировалось изначально снимать дублера, но режиссер решил задействовать Вицина, который его не подвел, идеально выполнив трюк с водными лыжами.


Настоящий прорыв в карьере Вицина произошел в 1961 году. В этот год он обрел подлинную всесоюзную славу и известность. Славу актеру принесла роль Труса в фильмах Леонида Гайдая, впервые данный образ был воплощен в небольшой киноновелле «Пес Барбос и необычный кросс». После этого последовали картины «Самогонщики», «Операция Ы», «Кавказская пленница», все эти советские комедии имели оглушительный успех. Данные фильмы с удовольствием пересматривают зрители и сегодня уже в XXI веке. Они стали настоящим апогеем в карьере Георгия Вицина. Роль Труса, которую актер сыграл в бессмертных комедиях Гайдая, стала главной ролью его карьеры, которая подарила бессмертие и ему. В этом образе Вицин появлялся на экранах СССР сразу 7 раз. Субтильная фигура Георгия Вицина с вечно виноватым выражением лица на фоне никогда не унывающего Юрия Никулина (Балбес) и здорового Евгения Моргунова (Бывалый) уже сама по себе смотрелась достаточно комично. Над данной троицей зрители смеялись по всей стране, очень сильно полюбив данных героев.

В судьбе Георгия Михайловича было еще большое количество замечательных ролей. Наиболее любимыми зрителями и известными являлись картины «Женитьба Бальзаминова», «Джентльмены удачи», «Старая, старая сказка» и другие. За свою жизнь Вицин сыграл практически в 100 различных фильмах, также известность актеру принесли и его многочисленные театральные роли. Сам актер на протяжении всей своей жизни относился к театру с огромным уважением. Даже после того, как он с головой ушел в съемки в художественных фильмах, Вицин считал, что нет такого понятия как «киноактер», есть актер и рождается он только на сцене, где возможно живое общение со зрителями.

Среди всех работ Вицина можно особо выделить и комедию «Джентльмены удачи». Его перевоплощение в этом фильме стало настоящим сюрпризом для зрителей. В этой картине Георгий Вицин сыграл отъявленного уголовника по прозвищу Хмырь. Жалобный взгляд, который до этого был присущ Трусу, сменил хитрый прищур, а специфический тонкий голос - жутковатая хрипотца. Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, готовый сунуть голову в петлю - этой ролью Вицин не просто затронул современный нерв общества, но и подобрал новые краски для продолжения своей актерской работы.


Помимо съемок в кино и работе в театре Вицин озвучил огромное количество героев мультипликационных фильмов. Георгий Михайлович был прекрасным декламатором. Более того, к своим рисованным и кукольным персонажам он подходил с использованием системы Станиславского, считая эту часть своей творческой деятельности не менее важной и ответственной. Голосом знаменитого комедийного актера говорят, к примеру, домовенок Кузя, Джузеппе из «Приключений Буратино», жук-музыкант из мультфильма «Дюймовочка» и большое количество других персонажей советской мультипликации.

Георгий Вицин был официально женат один раз. Со своей женой Тамарой Федоровной он прожил долгую и счастливую жизнь. В браке у него родилась дочь Наталья, которую он очень любил. До того как встретиться со своей женой, актер длительное время встречался и жил с актрисой Надеждой Тополевой, которая была намного его старше. После того как их отношения закончились и страсть улеглась Вицин продолжал заботиться о Тополевой. После расставания он приносил ей продукты и лекарства.

По воспоминаниям дочери актера Натальи Вициной, ее отец любил рисовать, он мог бы стать художником или скульптором. Известно, что в перерывах между съемками Вицин часто мог сделать наброски портрета своих коллег по съемочной площадке. Он рисовал карикатуры и шаржи на актеров, к примеру, во время съемок «Кавказской пленницы» нарисовал шарж на Юрия Никулина.


Заслуги актера были высоко отмечены не только зрителями, но и руководством страны. В 1959 году Георгий Вицин получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1977 году стал Народным артистом РСФСР. А в 1990 году был удостоен звания Народного артиста Советского Союза, что являлось высочайшим признанием его актерского таланта.

Отмечали его талант и коллеги. В частности Никулин и Моргунов подчеркивали, что «Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя». Про Георгия Вицина говорили, что он может сыграть даже дверную ручку, что также было отражением признания его актерского мастерства, ему были доступны любые образы. Он мог даже эпизодические небольшие роли сделать запоминающимися и любимыми зрителями. К тому же Вицин был настоящим мастером перевоплощения. Так в 48 лет он сыграл в кино 20-летнего Мишу Бальзаминова. В 37 лет сыграл 18-летнего Васю Веснушкина в картине «Запасной игрок». А в 36 лет ему удалась роль древнего деда Мусия в фильме «Максим Перепелица».

Георгий Михайлович Вицин скончался в Москве после продолжительной болезни 22 октября 2001 года в возрасте 84 лет, у актера были проблемы с сердцем. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 26 июля 2008 года в парке культуры и отдыха Зеленогорска (к 460-летнему юбилею города и 90-летию актера) был открыт памятник Вицину. Скульптура изображает знаменитого актера в образе Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». А в 2012 году в Иркутске возле здания цирка появился памятник Л. И. Гайдаю и знаменитой «Гайдаевской троице».


Георгий Вицин наряду со своими партнерами Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым стал настоящим идолом советской кинокомедии. При этом его актерские возможности были существенно шире, чем о них можно было подумать, глядя за похождениями «гайдаевской троицы». Вицин обладал незаурядным талантом драматического артиста, однако сознательно выбрал комедийный путь, в котором весьма преуспел, оставшись навсегда в одним из величайших советских комиков XX века. Как отмечал во время прощальной речи на похоронах артиста Никита Михалков: «Комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав фамилию Вицина, люди светлели, на их лицах появлялась улыбка. У Георгия Вицина был дар смотреть на своих героев как бы со стороны, поэтому даже отрицательных персонажей в его исполнении всегда обожали зрители».

По материалам из открытых источников

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Вицина Георгия Михайловича

Вицин Георгий Михайлович (18.04.1918, Петроград – 22.10.2001, Москва) – советский и российский актер кино и театра.

Детство

Георгий Вицин родился в Петрограде (если точнее, в городе Териоки, ныне Зеленогорске) 18 апреля (5 апреля по старому стилю) 1917 года между двумя революциями. Чуть позже день рождения Георгия… изменился. Дело в том, что мама мальчика, записывая сына в оздоровительную лесную школу, умышленно сделала его чуть младше, изменив 1917 год рождения на 1918. Заодно женщина изменила и день, указав 23 апреля (день именин Вицина). Вот так из-за стечения обстоятельств Георгий был "рожден дважды"... Впрочем, изменения коснулись не только даты появления на свет, но и даже фамилии. Когда Георгий Вицын получал паспорт, паспортистка по ошибке вместо буквы "ы" написала букву "и". Исправлять опечатку никто не стал. Так Вицын стал Вициным.

Мать Георгия Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, преодолев свою закомплексованность, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. "Лечение" начал активно. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьез заняться" театром.

Юность

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях – , театра Революции и МХАТа-2 – и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. , студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу театра-студии под управлением великого актера Николая Хмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, а Вицин занял в труппе заметное положение. На него ходили. Покупая билеты, в кассах нередко спрашивали, кто сегодня играет, и, если не Вицин, могли развернуться и уйти. О нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Положительный киногерой с легким налетом иронии

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме " ").

Снимался Георгий Вицин в самых разножанровых фильмах и прославился в роли Васи Веснушкина в фильме "Запасной игрок" (1954). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал . , занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

Зрителям приглянулся герой Вицина – застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит" (1956), где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью.

В этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина на слабо. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы Клавы, в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать" .

Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя с легким налетом иронии.

Эпоха Труса

Но тут начался второй период творчества Вицина – эпоха Труса. Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым – и Балбесом – , создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этих образов был собирательным, обобщающим.

Трус Вицина в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), "Самогонщики" (1961), "Операция Ы" (1965), "Кавказская пленница" (1966), "Семь стариков и одна девушка" был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).

Новые маски

Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника в "Джентльменах удачи" (1971). Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю, – здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии".

К сожалению, ему мало предлагалось таких ролей со "взрывчатым" вторым планом, подобной папаше из комедии "Не может быть!" (1975). Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.

Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова", и Тебенков из комедии "Опекун", Хмырь "Джентльмены удачи", Тютюрин "Неисправимый лгун", сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди" и, конечно же, главная роль – это Трус из бессмертных комедий . А съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь прибавили ему популярности.

Георгий Вицин мог просто мастерски перевоплощаться. В сорок восемь лет он сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь – восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме "Запасной игрок". В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица".

К маске Труса Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней". Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой и – Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из "12 стульев". Но в результате результат получился весьма жалким. от проекта отказался сразу, а оставшаяся великолепная четверка напрягалась изо всех сил, но сделать из ничего хоть что-нибудь так и не смогла.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994).

Работа в мультипликации

Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе , считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

Художник Вицин

Лицедейство не было единственным талантом Вицина. Георгий Михайлович прекрасно рисовал маслом и карандашом. Особенно ему удавались дружеские карикатуры – они всегда вызывали искреннюю улыбку. Также Вицин пробовал свои силы в графике и скульптуре. Вот уж поистине – талантливый человек талантлив во всем…

Личная жизнь

Георгий Михайлович был женат. Его жена Тамара Федоровна – племянница знаменитого ученого Мичурина, костюмер. Дочь Наташа – художник.

До встречи с Тамарой Вицин долгое время жил с актрисой Надеждой Тополевой. Георгий был намного младше Надежды, однако разница в возрасте ничуть не смущала влюбленных. После того, как страсть угасла и пара прекратила романтические отношения, Вицин продолжил заботиться о той, которая научила его любить.

Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку.

Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Кроме того, он не курил. Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды "Мотор!" Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: "Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса" . Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например,

Талантливый советский актер Георгий Вицин знаком практически каждому, а его персонажи пользовались огромным успехом и заслужили всенародную любовь. Актер старался не пользоваться своей знаменитостью и вел тихую скромную жизнь, о которой нам с вами расскажет этот пост.

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Но на самом деле вместо 1917-го был указан 1918-й, чтобы болезненного мальчика отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.


Вицин всю жизнь не любил экзамены, причем в любом виде. В классе он частенько прятался за чужие спины. В итоге, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности - в артисты.


После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».

На следующий год выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел оттуда и нашел себя в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы.


Настоящая кинокарьера началась в 1951 году сразу с серьезной роли - Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский».


Вицин был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение опять на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разных жанрах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок» в 1954 году.


Вицин всегда выглядел очень молодо, поэтому часто играл героев гораздо моложе себя по возрасту. Роль скромного Кости Канарейкина Вицин исполнил уже будучи в возрасте за тридцать.


В 37 лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю в «Запасном игроке».


В 46 лет блестяще исполнил роль 25-летнего Миши Бальзаминова.


Но были и обратные превращения: в 38 лет он сыграл деда Мусия в фильме «Максим Перепелица».


Перед съемками «Запасного игрока» целый месяц актер ежедневно тренировался на стадионе, чтобы сбросить вес. А на репетиции боксерского поединка Вицин так вошел в образ, что всерьез атаковал Павла Кадочникова.

Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, из-за того, что в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил отвращение к табаку.


И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял - если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но в роли пьяницы был очень убедительным, хотя в реальной жизни вообще не употреблял спиртного, правильно питался, увлекался дыхательной гимнастикой. Иногда - прямо на съемочной площадке.


Вицин очень серьезно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал.


А к йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они подружились на «Джентльменах удачи». Оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, образованными людьми.


Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии по йоге (тогда была запрещена) он отдал Вицину.


Коллеги по цеху по-разному воспринимали образ жизни Вицина. Например, Нонна Мордюкова, после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».


Вообще поначалу Вицину предрекали карьеру драматического актера, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», изменившая направление всей его кинокарьеры. Так он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский.


После выхода «Самогонщиков» со всей страны стали слать письма мешками требуя от Гайдая снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Кульминационным моментом для троицы стала «Кавказская пленница» - лидер проката в отечественном кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.


Именно на съемках «Кавказской пленницы» Вицина еле уговорили выпить кружку пива. Сначала он наотрез отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Так выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!»


Никулин предложил положить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!»


Несмотря на образ Труса, Вицин был удивительно смелым человеком. Например, на съемках фильма «Она вас любит» была запланирована сцена со львом, причем зверь должен был быть на безопасном расстоянии и за решеткой.


Но в какой-то момент что-то пошло не так, и хищник вплотную подошел к актеру. В шоке были все. Но только не Вицин. «Не бойтесь, - сказал он, - львы смелых людей не трогают». И погладил животное…


В это сложно поверить, но в реальной жизни Трус, Балбес и Бывалый не дружили.


Вицин даже позволял себе нелестные высказывания в адрес коллег. Моргунов и Никулин тоже не упускали возможности его поддеть. Но все это было за кадром.


Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в «Джентльменах удачи», пьяница из комедии «Не может быть». Менялись сценарии, а образ оставался прежним - простачок-выпивоха.


Зритель думал, что в жизни он тоже пьяница, и к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: «Третьим будешь?» На что Вицин отвечал: «Нет, я могу быть только четвертым и такова концепция».


Вицин озвучил множество мультфильмов.К озвучиванию он подходил не менее ответственно, чем к актерской игре. Его голосом говорит домовенок Кузя, снеговик-почтовик, множество зайцев из самых разных мультфильмов и даже Кот в сапогах.


Не обладая самой эффектной внешностью, Вицин увел жену у главного режиссера театра. Эта любовная история потрясла всю театральную Москву.

Молодой актер Вицин влюбился в актрису Дину Тополеву - жену народного артиста СССР Николая Хмелева.


Ему было 19 лет, ей - 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, хотя официально так и не расписались. Однако Хмелев (на фото) простил жену и своего ученика и по-прежнему давал им новые роли.


Когда актер уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Федоровна во всем поддерживала мужа.

Свою официальную жену Вицин тоже встретил в театре. Тамара Мичурина, работала там бутафором. Их знакомство состоялось на Пасху, когда в комнату, где находилась Тамара с коллегами, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», - сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… и начали встречаться.


Вицину нравились женщины “в теле”, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».


Георгий Вицин не испытывал страсти к богатству. Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. А рисовал он замечательно. На фото его шарж на Юрия Никулина.

Талант унаследовала его единственная дочь Наталья, ставшая художницей.


В конце жизни он выступал с юмористическими концертами, а на вырученные деньги покупал еду для бродячих собак.


Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пес любил спать на своем хозяине. А когда Вицину звонили, супруга отвечала: «Он не может подойти. На нем спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась… Пусть теперь отдохнет».


Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Народ полюбил его за Труса, а ему больше всех нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи».


«В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора,» - говорил актер в одном из интервью.


Однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», - пытался вывернуться Вицин. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»


Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, Вицин перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке.

Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам - 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актера стали хронические заболевания печени и сердца.


Похоронен актер в Москве, на Ваганьковском кладбище. На прощание с артистом приехали его вдова и дочь, несколько родственников и соседи. Собрать средства на памятник и ограду могилы не удавалось несколько лет.

Георгий Вицин (1917-2001) – знаменитый актер, полюбившийся российским зрителям под псевдонимом «Трус». Несмотря на то, что во многих фильмах он играл алкоголиков и дурачков, сам актер не пил и не курил, занимался йогой. Бывало так, что после команды «Мотор!» Вицин вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Несмотря на невзрачную внешность, дамы его любили и закидывали любовными письмами.

Вицин родился в Выборгской губернии. Вскоре родители переехали с Москву. Отец Георгия, отравленный газом во время войны, вскоре умер, а мама несла на себе все заботы по дому. Она сменила множество профессий, и даже работала билетершей в Колонном зале Дома Союзов. Иногда она брала сына на концерты и спектакли, и, возможно, тогда в нем проснулся интерес к профессии актера. В 12 лет Георгий стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.
Вспоминая детские годы, Вицин писал: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…» После школы Георгий поступил в училище Малого театра, но был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью он прошел испытания сразу в трех студиях и был принят во все. Выбор пал на училище имени Вахтангова, где Вицин учился с 1934 по 1935 годы. В 1936 году в театре Ермоловой поставили «Укрощение укротителя», где молодой Вицин блестяще сыграл сексуально-озабоченного старичка. Публика была в восторге от актера. Правда, однажды за кулисы ворвался разгневанный генерал с требованием сократить «неприличный текст». Позже Вицин ушел в кинематограф, но всю жизнь ценил театр и считал, что нет такого понятия, как киноактер. Вначале Вицин снимался в разножанровых фильмах, но стал знаменит благодаря комедиям. В комедийный жанр он попал практически случайно, когда после неудачных проб на роль Овода, шел по коридору Ленфильма и встретил ассистента режиссера Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль «Запасной игрок». Правда, режиссер был поражен, что «молодому актеру», как он считал, почти 37 лет. Стоит отметить, что Вицин выглядел очень молодо долгие годы и в 40 лет мог играть 17-летнего юношу, и 70-летнего старика. К роли спортсмена Вицин отнесся очень ответственно, и месяц ежедневно тренировался на стадионе. Однажды на репетиции боксерского поединка с Павлом Кадочниковым он получил травму ребра, но не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
В картине «Женитьба Бальзаминова» он стал единственным кандидатом на роль недоросля Миши, но запуск фильма состоялся, когда актеру было уже 48 лет. Вицин вначале наотрез отказался играть юношу Бальзаминова, но режиссер Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п». Вицин вспоминал, что сам себя тогда гримировал. Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Вицин потом, смеясь, называл картину «Женитьбой Бальзамированного». Вообще-то Вицин очень следил за своим здоровьем. После того, как в 8 лет затянулся папиросой на лестнице в школе, он больше никогда не курил. Однажды, перепив на Новый год, он также понял, что лучше совсем не пить. «Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье», - говорил он.
На съемках «Кавказской пленницы» его с трудом уговорили выпить кружку пива. Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». После нескольких дублей с шиповником, кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!. Тогда Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!». В конце концов трезвеннику Вицину пришлось осушить целую кружку настоящего пива. Самое удивительное, что во время, когда многие не знали, что такое йога, Вицин активно ею занимался. К йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они познакомились на «Джентльменах удачи» и потом подружились. Савелий Крамаров в своей заботе о здоровье порой переходил разумные пределы. Когда его спрашивали: «Савелий, хочешь чаю?», он интересовался: «У вас вода из-под крана? Тогда я лучше кефир. А кефир у вас с рынка? Нет? Тогда я лучше сока бы выпил. А сок у вас свежевыжатый? Нет? Я, если честно, вообще пить не хочу». Вицин ему говорил: «Савелий, любую бяку можно нейтрализовать силой мысли. Йоги пьют воду из реки, в которой стоят!».
Тем не менее, несмотря на то, что оба играли в фильмах «полудурков», в жизни они были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии статей о йоге (йога тогда была полузапрещена) он передал Вицину. Вицин регулярно проводил очищение организма, старался правильно питаться. Актер регулярно медитировал, причем строго по расписанию. Иногда, после очередной команды «Мотор!» он смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса».
Савелий Крамаров вспоминал, что Вицин был убежден: ключ к успеху в кинематографе у него кроется как раз в этих занятиях. «Процесс съёмок - очень тяжёлая, муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться», - говорил любимец российских зрителей. Не все одобряли «заморское» увлечение Георгия. Нонна Мордюкова, играющая роль купчихи Белотеловой, после поцелуя с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».
Впрочем, не все женщины обзывали его «трупом». Некоторые даже считали, что Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживал женщин. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу, но он никогда не был сторонником мимолетных связей. Правда, однажды он увел жену у своего начальника. В 1936 году 19-летний актёр Вицин влюбился в 35-летнюю актрису Дину Тополеву. Она ответила ему взаимностью. Все бы ничего, но Дина была женой народного артиста СССР Николая Хмелёва, худрука театра им. Ермоловой. Она ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.
Что удивительно, Хмелёв простил жену и «подлого» ученика Вицина, по-прежнему давая ему новые роли. Спустя многие годы он вновь поступил благородно, когда Тополева осталась одна и сильно болела. Николай Павлович приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Вицин же был уже с другой женщиной, ставшей ему законной супругой. Это была Тамара Мичурина, которая работала бутафором в театре. Тамара была женщиной аппетитной, во вкусе худого Вицина. Друзья помнят, что он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик». С Тамарой они познакомились на Пасху, когда в кабинет, где работала Тамара, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке, чтобы похристосоваться. После троекратного поцелуя они заглянули друг другу в глаза, и после этого начали встречаться, причем Вицин ухаживал за своей пассией очень красиво. Позже они поженились и она родила ему дочь.
Тамара общалась с бывшей возлюбленной Вицина. Она вспоминала: «Мы с ней были подругами. Когда ее не стало, это случилось в 70-х, если вдруг возникала в моей жизни непростая ситуация, отец говорил: «Как жаль, что Нади уже нет. Она бы тебе сейчас все объяснила...» Надежда - личность. Общение с ней – ценность». В 2001 году у актера случился сердечный приступ на сцене, вскоре его не стало. После смерти вокруг его имени началась некрасивая заварушка. Газеты писали, что он умер в нищете и одиночестве, что бомжевал и собирал бутылки. Наталья Варлей возражает: «Как же так - рядом с ним была любимая жена!».
Дочь Вицина пишет, что издевательства над семьей не закончились и сейчас. «Недавно, облапошив строителя, журналисты украли из квартиры папы книги и папку с моими детскими рисунками». Они написали, что дочь Вицина выбросила архивы отца на помойку и стали распускать слухи, что родные даже продают его могилу. Наталья Варлей считает, что в последние годы Вицин жил так, как ему уже хотелось - не молодился, кормил кошек и собак. «Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души». Иван Дыховичный писал о Вицине: «Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».