Лето

Никулин и попов конфликт. Юрий никулин бросался на карандаша с топором, а эмиль кио исцелял зрителей от алкоголизма

Автор Иван соколов задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

А почему Олег Попов уехал в Германию? и получил лучший ответ

Ответ от Кислый[гуру]
Потому что его там приняли как своего! Корни еврейские у него наверное!
Уже 18 лет Олег Попов живет в Германии. Он, пожалуй, единственный из русских артистов-эмигрантов смог стать звездой европейского масштаба. Хотя, 78 летний артист уже не делает свои коронные номера: головокружительные трюки на проволоке, жонглование обеденным сервизом на 12 персон и т. д. . Из старых номеров осталось неизменное «солнце в авоське» . Но, в Германии Попова знает каждый, немцы считают его своим национальным достоянием. Когда Попов выходит на арену, зрительный зал неизменно встает.
Традиционно - осенью, зимой и весной цирк Попова гастролирует по Европе, с апреля по октябрь артист отдыхает. И уже очень-очень много лет подряд, каждое 31 декабря, в Новогоднюю ночь Попов выступает в Амстердаме. И жители Голландской столицы идут смотреть цирк Попова. Это уже Голландская традиция.
В каждом немецком городе Олега Попова лично встречает бургомистр. В этом фоторепортаже – встреча Попова и бургомистра города Фельберт, господина Фрайтага.
В своей речи Фрайтаг сказал: - Мы рады приветствовать человека, фотография которого украшала обложку журнала «Шпигель» , человека, о котором бывший канцлер Шредер сказал: « В своей жизни я встречался с двумя великими артистами – Чарли Чаплиным и Олегом Поповым» .
Попова в Германии называют «Счастливый Ганс» . В России звали Солнечный клоун. Он уехал в 1991 году и с тех пор ни разу не бывал в Москве, на своей Родине. Уехал, когда, по словам Олега Константиновича, сгорели все его сбережения, а Никулин выжил его из цирка.
Так ли иначе, но давно нет Никулина, а Попова помнят, ему пишут и звонят, он один из двух последних ныне живущих артистов цирка, народных артистов СССР (второй – дрессировщик Мстислав Запашный) .
На вопрос – приедет когда-либо Попов в Россию, он ответил:
- Никому я в России не нужен, хотя… никогда не говори «Никогда» .
Заговаривая с кем-то о Олеге Попове, обычно натыкаешься на вопрос: «А он что, еще жив?» . Жив, сегодня Олегу Попову, Солнечному клоуну, идет 78-ой год. Живет он в Германии, в небольшой деревушке, немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой и в Россию возвращаться совсем не хочет.

Ответ от Secret [гуру]
трудно было в России, а там ему женщина помогла с выступлениями, поддержала морально Живет он сейчас в в небольшой "деревушке, " немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой

Советские клоуны считались одними из лучших на планете. Цирк в Советском Союзе был отдельным видом искусства, который пользовался огромной популярностью. Многих клоунов и сейчас вспоминают те, кто лично застал их на первых выступлениях. О самых известных из них расскажем в этой статье.

Среди советских клоунов один из самых известных - народный артист СССР, кумир нескольких поколений советских любителей юмора и смеха Юрий Никулин. Он родился еще в Смоленской губернии в 1921 году. Его родители были артистами, так что судьба Юрия оказалось во многом предопределена.

В 1939 году сразу после окончания школы его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом. В 1943-м подхватил воспаление легких, долго лежал в госпитале, после выписки практически сразу получил контузию во время одного из авианалетов на Ленинград.

После войны пытался поступить во ВГИК, но его не приняли, не обнаружив в нем актерских способностей. Поэтому Никулин отправился в школу-студию клоунады, которая работала при столичном цирке на Цветном бульваре. Это стало его пристанищем на несколько десятилетий.

В 1948 году знаменитый советский клоун дебютировал в паре с Борисом Романовым в номере под названием "Натурщик и халтурщик", которым сразу покорил зрителей. Какое-то время работал ассистентом у Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которыми отправился в гастроли по всей стране набираться опыта работы в цирке.

С Карандашом Никулин проработал два с половиной года, после этого ушел вместе с Шуйдиным из-за конфликта. Начав выступать самостоятельно, они составили знаменитый на всю страну дуэт, хотя были совершенно разными по типу и характеру артистами.

Среди клоунов Советского Союза Никулин был одним из самых популярных. В родном цирке он проработал полвека, став его символом, сейчас на Цветном бульваре даже установлен памятник знаменитому артисту.

При этом блестящую карьеру он параллельно сделал в кино, сыграв в популярных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

В цирке он перестал выступать, только когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году он официально ушел со сцены, начав работать главным режиссером цирка на Цветном бульваре. В 1982 году занял пост директора цирка. При этом известном советском клоуне цирк расцвел, было построено новое здание, открытие которого состоялось в 1989 году.

Юрий Никулин был популярен не только в большом кино, но и на отечественном телевидении. В 90-е годы выходила его передача под названием "Белый попугай". Она собирала вместе известных и заслуженных артистов, которые рассказывали свои самые любимые анекдоты и забавные истории из собственной карьеры. Коронными всегда были анекдоты, которые травил сам Юрий Никулин.

Никулин умер в 1997 году в возрасте 76 лет после осложнений, возникших из-за операции на сердце.

Михаил Шуйдин

Михаил Шуйдин - клоун из советского комедийного трио. Он выступал с Никулиным и Карандашом, нисколько не теряясь на фоне знаменитых коллег по сцене. Шуйдин родился в Тульской губернии в 1922 году. Был акробатом-эксцентриком.

Как и Никулин, прошел Великую Отечественную войну, они были практически ровесниками. Шуйдин участвовал в Сталинградской и Курской битвах, отличился в боях на Украине, получив орден Красной звезды. Был даже приставлен к званию Героя Советского Союза, которое затем было заменено командованием на орден Красного Знамени.

Сразу после войны поступил в училище циркового искусства. Вместе с Никулиным работал помощником у Карандаша. Удачным вышел его дебют, когда знаменитый советский клоун изображал важного директора, будучи сам полным и небольшого роста. Его появление неизменно вызывало смех в зале.

Уйдя с Никулиным от Карандаша, они проработали вместе до 1983 года, практически до смерти советского клоуна после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 60 лет. Его - это рубаха-парень, который все знает и умеет, в отличие от Никулина, который играл меланхоличного неумеху. Свою совместную работу эти советские клоуны построили на противоречии характеров.

Интересно, что в обычной жизни Шуйдин и Никулин практически не общались между собой. Они сильно отличались характерами и образом жизни, но как партнеры на сцене были неподражаемы. Зрители специально приходили в цирк на Цветном бульваре, чтобы увидеть эту удивительную пару артистов.

Известный советский клоун Шуйдин блистал в сатирических скетчах и пантомимах "Маленький Пьер", "Трубка мира", "Карнавал на Кубе", "Розы и шипы".

Михаил Румянцев

Михаила Румянцева большинство знает как Карандаша. Это одно из самых известных сценических имен клоунов СССР. Он родился в Санкт-Петербурге в 1901 году. Румянцев решил стать артистом, когда встретился в Москве с легендарными артистами американского немого кино Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд.

Румянцев отправляется на курсы сценического мастерства, а потом в школу циркового искусства, учится у главного режиссера цирка на Цветном бульваре Марка Местечкина.

В 1928 году он начинает появляться на публике в образе легендарного в то время Чарли Чаплина. Окончив школу циркового искусства, работает в Казани, Смоленске и Сталинграде. В 1932 году один из самых известных в будущем советских клоунов, список которых он возглавляет по праву, решает отказаться от образа заокеанского артиста. В 1935 году он начинает работать в цирке Ленинграда под псевдонимом Каран Д’Аш. Постепенно он формирует свой собственный уникальный сценический образ, определяется с костюмом и программой выступления.

В 1936 году он перебирается в Москву, где берет в себе напарники небольшого скотч-терьера по кличке Клякса, так начинается карьера советского клоуна Карандаша. Столичная публика была в восторге от нового артиста.

Уникальной особенностью Карандаша были шутки на политические мотивы. К примеру, во времена брежневского застоя он выходил на сцену с большой авоськой, набитой муляжами дефицитных продуктов: красной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой. Оказавшись на сцене, он застывал перед зрителями в молчании. Зрители в нетерпении ждали, что же скажет клоун. Через какое-то время он громко объявлял: "Я молчу потому, что у меня все есть. А вы почему?!" При этом сам Румянцев отмечал, что его сценический персонаж никогда не позволял себе ничего лишнего.

На протяжении своей карьеры он выступал не только сольно, но и был клоуном из советского комедийного трио вместе с Никулиным и Шуйдиновым. Его известность была такова, что считалось, что своим появлением на сцене он способен спасти любой спектакль. Гарантированно собирался полный зал. Советский клоун, фото которого можно найти в этой статье, очень добросовестно относился к своей работе, всегда требовал полной самоотдачи от всех помощников, униформистов, осветителей.

Он проработал в цирке практически всю свою сознательную жизнь, целых 55 лет. В последний раз он появился на сцене всего за две недели до своей смерти. В марте 1983 года его не стало. Михаилу Румянцеву был 81 год.

Пожалуй, его знают все. Советский клоун Олег Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Карьеру он начал в качестве эквилибриста, выступая на проволоке. В 1951 году он впервые появился на сцене в амплуа коверного клоуна в цирке Саратова, затем перебрался в Ригу. Окончательно он закрепился в этом амплуа, работая под руководством легендарного Карандаша в начале 50-х годов.

Советский клоун Попов создал знаменитый образ Солнечного клоуна. Это был не унывающий ни в каких ситуациях молодой паренек с яркой копной соломенных волос, который появлялся на сцене в клетчатой кепке и полосатых штанах. В своих номерах он часто использовал разнообразные цирковые приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии, но ключевое место в его выступлениях занимали антре, которые он ставил средствами классической буффонады и эксцентрики. Среди его самых знаменитых номеров "Свисток", "Повар", "Луч".

Отечественные зрители сразу запомнили фамилию знаменитого советского клоуна в клетчатой фуражке. Он выступал не только на сцене, часто появлялся в телевизионных передачах, например, в детской утренней программе "Будильник", часто снимался в кино, обычно в камео, ставил цирковые спектакли в качестве режиссера.

Артист часто отправлялся на гастроли по странам Западной Европы, они в результате принесли ему мировую славу. Советского клоуна в клетчатой фуражке знали во всех странах мира.

После распада Советского Союза Попов отправился в Германию. В 1991 году он поселился в небольшом городке Эглофштайне, начал выступать в собственной цирковой программе под новым сценическим именем Счастливый Ганс.

В Россию он вернулся только в 2015 году, проведя в Германии 24 года. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер".

В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. В октябре он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал выступить н е менее 15 раз. После этого он собирался отправиться с гастролями в Самару и Екатеринбург.

Его знакомые вспоминают, что еще 2 ноября он был весел, сходил на центральный рынок, планировал отправиться на рыбалку, на местную речку Маныч, чтобы поймать окуней. Вечером он смотрел в гостиничном номере телевизор. Около 23.20 ему стало плохо, сотрудники гостиницы вызвали скорую помощь, но спасти актера не удалось. Как стало известно, он заснул в своем гостиничном номере в глубоком кресле и больше не проснулся.

По решению его жены и дочери он был похоронен в немецком Эглофштайне, где живет его семья. Причем, согласно завещанию артиста, его положили в гроб в клоунском костюме.

Асисяй

Вспоминая знаменитых советских клоунов, фото которых можно обнаружить в этой статье, обязательно необходимо рассказать о Вячеславе Полунине, больше известном по сценическому имени Асисяй.

Этот народный родился в Орловской области в 1950 году. Высшее образование получил в институте культуры в Ленинграде, потом окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Это был знаменитый на всю страну советский клоун Асисяй, актер-мим, автор и постановщик клоунских номеров, масок, реприз и спектаклей.

Именно он стал основоположников известного который с успехом выступал по всей стране. На пик популярности "Лицедеи" вышли в 80-е годы. Асисяй был главным героем этого театра. Самыми популярными стали номера "Асисяй", "Грустная канарейка", "Низзя".

С 1989 году Полунин инициировал в Москве караван бродячих комедиантов, который, выступив из Москвы, с выступлениями прошел по всей Европе, объединив множество сценических площадок в разных странах в единое театральное пространство. С 1989 году фестиваль "Караван мира" проводится ежегодно.

Примечательно, что с 1988 года Полунин живет и работает преимущественно за границей. В 1993 году собрал новую труппу, с которой поставил десяток премьерных спектаклей.

Рассказывая о принципах своей работы, Полунин всегда отмечал, что для него клоунада - новый способ мировидения, это особое восприятие действительности, в рамках которого клоун лечит души зрителей.

Дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров родился в Москве в 1863 году. Еще в молодости он бросил военную гимназию, потому что увлекся цирком. Выступать начал с 1879 года.

В 1883-м обосновался в цирке-зверинце Винклера в Москве. Свою артистическую карьеру начал в качестве силача, затем опробовал амплуа иллюзиониста, звукоподражателя, клоуна, куплетиста. С 1887 году начал специализироваться исключительно как сатирик и клоун-дрессировщик.

Обучение животных целиком построил на принципе кормления, вырабатывая у них условные рефлексы при помощи поощрения, за каждый успешно выполненный трюк животное получало лакомство. Дуров изучал труды Сеченова и Павлова, положив в основу своего метода дрессировки научные достижения.

В собственном доме в Москве он проводил психологические эксперименты над животными, привлекая знаменитых психиатров и психологов, например, Павлова и Бехтерева. Чтобы начать зарабатывать деньги, открыл прямо в своем доме живой уголок, который со временем стали называть Уголком Дурова". В нем он давал платные представления вместе с животными. Например, придумал уникальный знаменитый номер под названием "Мышиная железная дорога".

Эта работа была приостановлена Октябрьской революцией и последовавшей за ней разрухой. Вновь двери "Уголка Дурова" открылись в 1919 году, но уже как не частный, а государственный театр. Самому Дурову разрешили проживать в его бывшем доме, который к тому времени был национализирован.

Уже в Советском Союзе Дуров продолжил опыты по телепатии вместе с известным советским биофизиком Бернардом Кажинским. В 1927 году, уже в статусе советского клоуна, Дуров издал книгу "Мои звери", которые со временем неоднократно переиздавалась и пользовалась большой популярностью.

В 1934 году Владимир Дуров умер в возрасте 71 года. После его смерти дело продолжила дочь Анна, в 1977 году "Уголок Дурова" перешел к ее племяннику Юрию. Сейчас им заведует правнук Владимира Леонидовича - Юрий Юрьевич, продолжая традицию советских и российских клоунов, работающих с животными.

Вспоминая имена клоунов СССР, фото которых представлены в этой статье, обязательно нужно вспомнить про Леонида Енгибарова. который практически всю карьеру выступал в образе "грустного клоуна".

Он родился в Москве в 1935 году. В 20 лет поступил в цирковое училище на отделение клоунады. С 1959 года начал выступать на манеже Новосибирского цирка. Затем появлялся на сцене цирков Тбилиси, Харькова, Минска, Воронежа. Собирая полные залы в Советском Союзе, отправился на заграничные гастроли в Польшу, где его тоже ждал успех.

В 1962 году Енгибарову вручили медаль в Ленинграде за лучший номер, там же он познакомился с Роланом Быковым и Марселем Марсо. Эти встречи сыграли важную роль в его карьере, с Быковым они остались друзьями до конца жизни.

В 1963 году Енгибаров стал известен и как киноартист. Он снялся в кинокомедии Левона Исаакяна и Генриха Маляна "Путь на арену" - в главной роли клоуна Лени, который решает работать в цирке, несмотря на протесты родителей, которые желают ему другого будущего.

Через год Енгибаров появляется в классической исторической мелодраме Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он играет роль немого пастуха, доказав, что способен не только на юмористические, но и на трагические роли.

В 1964 году "грустный клоун" уезжает в Прагу, где побеждает на профессиональном конкурсе. Там же впервые публикуются его новеллы, оказывается, Енгибаров еще и талантливый писатель. В Праге у него рождается дочь Барбара, ее мать - чешская журналистка и художница, которую зовут Ярмила Галамкова.

В 1966 году на советские экраны выходит документальный фильм, посвященный артисту, "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!".

К концу 70-х он объезжает с гастролями весь Советский Союз, больше всего его ценят зрители в Киеве, Одессе, Ленинграде и Ереване. В 1971 году Енгибаров в соавторстве с коллегой Беловым выпускает спектакль под названием "Звездный дождь". Его демонстрируют в столичном театре эстрады. После Енгибаров покидает цирк, чтобы основать свой собственный театр с моноспектаклями, наполненными клоунадами, репризами и разнообразными трюками. Так появляется постановка "Причуды клоуна".

В Ереване издается книга новелл Енгибарова "Первый раунд". Тогда же он снимается у Тенгиза Абуладзе в комедии-притче "Ожерелье для моей любимой" в образе клоуна Сугури. В начале 70-х он гастролирует со своим театром по всей стране, сыграв за 240 дней 210 спектаклей.

Закончилась яркая карьера Енгибарова внезапно и трагически. Летом 1972 года он приезжает в отпуск в Москву. Начинает работать над новым спектаклем. Июль в том году выдался невероятно жарким и сухим. К тому же под Москвой горят торфяные болота, в отдельные дни в столице смог такой, что человека нельзя разглядеть с расстояния в несколько метров.

24 июля Енгибаров возвращается домой после концерта в Он плохо себя чувствует из-за подхваченной ангины, которую переносит на ногах. Его мать Антонина Андриановна готовит ужин и уходит к подруге ночевать. Наутро она обнаруживает, что Леонид еще не вставал.

К вечеру ему становится плохо, он просит вызвать ему бригаду скорой помощи. Когда врачи приезжают, артисту становится лучше, он даже начинает отпускать комплименты в адрес медсестры. Но еще через два часа его состояние снова ухудшается. Мать снова вызывает скорую. Енгибаров просит бокал холодного шампанского, от которого у него сужаются сосуды, состояние только ухудшается. Прибывшие во второй раз врачи не в силах ему помочь, клоун умирает от хронической ишемической болезни сердца.

По мнению докторов, причиной стал тромб, который образовался из-за того, что сын вернулся уже больным с гастролей и репетировал спектакли с ангиной. В момент смерти Енгибарову было только 37 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Многие восприняли его гибель как личную трагедию.

Народный артист РСФСР получил известность как дрессировщик кошек. Он родился в Подмосковье в 1949 году. Стать клоуном мечтал с самого детства. Но в цирковое училище его не брали семь лет подряд.

Наконец, в 1963 году он поступает в профессионально-техническое училище на печатника, но в свое месте не отчаивается. Работая в типографии "Молодая гвардия", вечерами занимается в народном цирке при ДК "Красный Октябрь". В 1967 году становится лауреатом конкурса художественной самодеятельности.

На заключительном концерте конкурса его замечают артисты цирка на Цветном бульваре, Куклачева все-таки приглашают в цирковое училище. В 1971 году он становится дипломированным артистом Союзгосцирка, в котором работает до 1990 года. Его образ - это простодушный, но в тоже время немного лукавый скоморох из народа в стилизованной русской рубахе. Изначально работает под псевдонимом Василек.

В поисках своей собственной изюминки Куклачев еще в середине 70-х решает, что в его выступлениях должна появиться кошка. Считается, что они сложно поддаются дрессировке, но Куклачеву удается успешно с ними работать. Со временем труппа животных стала пополняться все новыми хвостатыми артистами, это позволило сделать уже несколько номеров с животными.

Именно номера с кошками принесли Куклачеву всесоюзную популярность, он имел успех и на зарубежных гастролях.

В 1990 году артист цирка получает в свое распоряжение здание бывшего театра "Призыв", расположенного на Кутузовском проспекте. Вскоре на его базе он открывает один из первых частных театров в стране, который со временем получает названием "Театр кошек Куклачева". Оказывается, что это первый кошачий театр в мире, немедленно он становится известным далеко за пределами России.

В 2005 году театр получает статус государственного, а помимо кошек в репризах появляются собаки.

Сейчас Куклачеву 69 лет, он продолжает свою работу в кошачьем театре.

Эвелина Бледанс

Российская актриса латышского происхождения начинала в качестве клоунессы. Она родилась в Ялте в 1969 году. Окончила актерский факультет института сценических искусств в Ленинграде.

Первая известность к ней пришла в 1999 года, когда она засветилась в составе комик-труппы "Маски", выпускавшей популярные телешоу, основанные на клоунаде, пантомиме и эксцентрике. Артисты выделялись тем, что работали в жанре немого кино. Придумывал и реализовывал все проекты художественный руководитель Георгий Делиев, который сам был одним из артистов комик-труппы.

В 90-е годы на экраны выходил знаменитый телесериал "Маски-шоу", всего удалось отснять пять сезонов, которые насчитывают практически двести эпизодов.

После этого Эвелина Бледанс получила известность как телевизионная и киноактриса.

Клоун стал настолько популярным образом в Советском Союзе, что его можно часто встретить и за пределами цирковой арены. Например, большим спросом в СССР пользовалась советская игрушка клоун, которая считалась особенным подарком на любой праздник, а особенно на день рождения.

В юмористической программе эстрадного артиста Евгения Петросяна, которая была популярна в 90-е годы, игрушка клоуна стала символом, ее можно всегда увидеть на заставке проекта.

Советский мультик про клоуна "Кот и клоун" тоже демонстрирует, насколько эти артисты были популярны. Он вышел на экраны в 1988 году, режиссер - Наталия Голованова.

Мультфильм снят в духе классической буффонады, в которой рассказывается история старого клоуна, который много лет посвятил работе в цирке. На своем веку он повидал многое, его уже сложно чем-то удивить. Но это удается волшебному коту, который способен превращаться во всевозможные предметы.

В этом 10-минутном мультфильме демонстрируется напряженная и непримиримая борьба между героями, каждый из которых обладает сильным и непокладистым характером. С одной стороны оказывается пожилой клоун, а с другой - задиристый, наивный и временами откровенно грубоватый кот. Заканчивается это необычное произведение очень неожиданно: кот в самом конце превращается в мальчика.

В моем детстве было два клоуна.
Вчера последний из них умер.

Для меня Попов и Никулин воспринимались как один человек: Клоун. И лишь многие годы спустя я узнал, что ни о какой дружбе между ними речь не заходила.
Была неприкрытая вражда.
Их отношения напоминали качели типа «самолет - пароход», когда то один взмывает вверх, то другой.

Фото взято с сайта 1001.ru
Сперва наверху оказался Попов. Он пришел ассистировать клоуну Карандашу, когда из коллектива последнего со скандалом ушли Никулин и Шуйдин.
У Карандаша Попов тоже долго не задержался. Он создал оригинальную маску клоуна, - рыжий, в клетчатой кепке, необыкновенно добрый и пластичный. Попова выпустили за границу и началось! Сама английская королева дала ему прозвище «Солнечный клоун». Попов стал лицом Советского цирка в Европе.
При этом он был на десять лет младше Никулина, который к моменту всемирной славы Попова еще не нашел свою маску.
Тогда - то и возник конфликт.
Клоуны не «поделили имущество».

Вот что рассказывал сын Никулина:

«Отец с шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! что нам делать?!», а начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Попов выдвигал встречные обвинения. Якобы это Никулин использовал его репризы. В том числе, ставшую визитной карточкой Попова, «Луч света».

На это обвинение отвечала жена Никулина. Какой-то, блин, семейный подряд.

«Когда Попов говорит, что «Никулин использовал его репризы», это неправда. Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание»

Положение дел исподволь менялось. Никулина открыл кинематограф. После роли Балбеса он стал фетишем, маркой, гербом этой страны.
Именно образ Балбеса внес окончательные коррективы в клоунскую маску Никулина.
Зритель пошел в цирк именно на него.

Теперь они были в равной весовой категории. Но у каждого был плюсик, которого другой был лишен.
Попов мог только мечтать о ролях, которые доставались Никулину в кино. Никулин вышел за пределы цирка, состоявшись как драматический артист. Он снимался у Тарковского, Германа, Ролана Быкова.
Попов пытался этот «плюсик» обратить в «минус».

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Попов за пределы цирка не вышел, но зато славу имел мировую. В Мюнхене и Брюсселе в его честь названы улицы. Попов внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты.
Никулин выступал за границей без особого успеха.
Этот «плюсик» Попова он пытался обратить в «минус».

«Олег Попов - это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна»

Как хотите, а первая фраза здесь ключевая. Или пророческая.
«Олег Попов - это явление в цирке Запада»
Чего явлению Запада делать в России?

Никулин оказался наверху, когда его назначили директором цирка на Цветном бульваре. Попов попал в распоряжение давнего недоброжелателя. Это не замедлило сказаться.

По словам Попова Никулин «… не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел... Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в цирки сибирские».

Окончательную точку в отношениях и показе «кто есть кто» поставил юбилей Попова. Юбилей выпал на время «обнуления» всех достижений. Значение стали иметь только деньги, административный ресурс. У директора цирка было и то, и другое. Он не разрешил всемирно известному коллеге праздновать в «своем» помещении.

«Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чем здесь манеж!», - в сердцах говорил Попов.

Справедливости ради надо заметить, что среди прочих Попова с юбилеем поздравил и Никулин. Произошло это в Большом московском цирке. Никулин вышел в компании Вицина и Моргунова с речёвкой: «Будь здоров, Олег Попов!».

Вскоре после юбилея клоун эмигрировал.

Никулин умер в 1997, передав пост директора цирка сыну.
Что опять обидело Попова:

«Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно - был Никулин, но почему после него его сын - директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже - 57 лет»

Поставлена последняя точка этого спора.
Осталось лишь воспоминание о празднике.
Остальное - неважно.
Пересмотрю я, пожалуй, сегодня «Солнце в авоське», теле - фейерверк, представляющий Олега Попова.
Свыше тридцати лет ведь не видел…

Имя Олега Попова в Советском Союзе было синонимом - доброты и улыбок. Его называли «солнечным клоуном», он превращал любое цирковое представление в настоящую сказку и заставлял всех поверить, что волшебство существует.

Наша съёмочная группа нашла Олега Попова в маленьком немецком городке Ландау, где раскинул свой шатёр самый известный в Германии цирк - шапито «Боссерт». Интереснейшая программа - знаменитые артисты из разных стран. Но на афишах наш великий клоун Олег Попов!

В это трудно поверить, что Олег Попов, которого в Советском Союзе знал каждый, народный артист СССР, в свои 6о лет, которые выпали на непростой 1990-ый год, стал ненужным в своей стране. Мизерная пенсия, безденежье (огромная сумма сгорела на сберкнижке), тяжелобольная жена и безработица.

Ему предлагалась единственная работа - развлекать детей «малиновых пиджаков». Для него это было немыслимо! Чтобы элементарно выжить, уже далеко немолодой артист вынужден был подписать контракт на работу в Германию. Он даже не предполагал, что он подписывает контракт на новую жизнь.

Гастроли цирка Олега Попова по городам Германии проходили, как всегда, с огромным успехом и аншлагами. Но вскоре оборвалась последняя нить, которая связывала его с родиной. В Москве умерла его любимая жена Александра, с которой он прожил 30 лет. О том, как он был вынужден прощаться с женой, в нашем фильме Олег Попов расскажет впервые.

От горя и одиночества его спасала работа. Он никого не впускал в свое личное пространство, пока одна случайная встреча с молодой немкой не перевернула всю его жизнь.

Очень скоро романтические отношения с немкой Габриэль переросли в семейные. Этому не помешала ни 30-тилетняя разница в возрасте ни языковой барьер. Олег Попов очень трогательно в своем интервью вспоминает, как они общались на разных языках с помощью словаря.

Но нам Габи призналась, как трудно на самом деле ей пришлось привыкать к кочевой жизни, неустроенному цирковому быту, к новой профессии - клоунессы. Она не один раз бросала все, но как заколдованная снова и снова возвращалась в цирковой вагончик Попова.

Сегодня Олег Попов счастлив во втором браке и безумно привязан к своей жене. Габи стала не только ассистенткой в репризах, но и его незаменимым продюсером - занимается контрактами, организацией гастролей, общением с прессой, договорами.

Олег Попов не приезжал в Россию 25 лет. Со стороны это кажется какой-то странностью или капризом. Причины этого в фильме выясняют известные артисты и друзья знаменитого клоуна. Все они сходятся на том, что всему мешает большая обида на свою Родину, которая стала для клоуна настоящей болезнью.

Эдгард Запашный решил сломать стереотип невозвращенца, который так прочно закрепился за «солнечным клоуном» и организовать гастроли Олега Попова в России с программой «Долгожданное возвращение великого клоуна на Родину». Условия контракта были просто фантастическими. - огромный гонорар и новая собственная квартира в Москве. Но Запашный потерпел неудачу.

Так кто же сегодня Олег Константинович Попов - русский «солнечный клоун» или немецкий «счастливый Ганс», как называют его в Германии?..

Мы уже подготовили фильм к эфиру с ответом на этот вопрос. Но тут Попов внёс свои коррективы. Через полгода после съёмок в Германии, вдруг как гром среди ясного неба - клоун приезжает в Сочи на международный цирковой фестиваль «Мастер». Наша съёмочная группа встречала его в аэропорту. Мы видели как трудно дался первый шаг на российский манеж легендарному мастеру. Слёзы бежали по лицу Попова, эмоции буквально разрывали его. Казалось, что вместе со слезами тает и его обида, которая четверть века преследовала маэстро. В нашем фильме зрители узнают связывает ли теперь знаменитый клоун свою дальнейшую жизнь с Россией.

В фильме принимают участие:

Олег Попов - народный артист СССР,

Габриэль Попова - жена Олега Попова,

Евгений Беляуэр - народный артист России, жонглёр, зять Олега Попова,

Евгений Беляуэр (мл.) - внук Олега Попова,

Якель Боссерт - директор цирка-шапито, где работает Олег Попов,

Иосиф Кобзон - народный артист СССР,

Максим Никулин - генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре,

Вадим Гаглоев - генеральный директор компании «Росгосцирк»,

Эдгард Запашный - народный артист России, генеральный директор Большого Московского государственного цирка,

Юрий Куклачёв - народный артист РСФСР, клоун, создатель и руководитель театра кошек «Кошкин дом»,

Вячеслав Полунин - народный артист России,

Энгелина Рогальская - заслуженная артистка России, дрессировщица, однокурсница Олега Попова по цирковому училищу,

Александр Калмыков - народный артист России, режиссёр, 1990-1995 гг. - директор коллектива Олега Попова, друг семьи,

Александр Фриш - заслуженный артист России,

Екатерина Можаева - клоунесса («Антошка»).

Владимир Кравченко - клоун.