Стильный верх

Евгений и Наталья Моргуновы: такая простая, такая сложная любовь. Биография евгения моргунова и его семья — Он был верующим

«Однажды Никулин, Вицин, Моргунов...» — про самую знаменитую комедийную троицу по сей день слагают анекдоты, а это самый верный знак популярности. Трус, Балбес и Бывалый путешествовали из комедии в комедию, их реплики тут же становились крылатыми фразами. В жизни они, конечно, были совсем другими. Один — грустный клоун, другой — человек в футляре, а третий — неисправимый оптимист, который на смертном одре мог заявить врачам: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я — не-вы-но-си-мый!»

Сегодня Бывалому исполнилось бы 85 лет.

Наталья Николаевна Моргунова неохотно соглашается на интервью. На журналистов у нее есть обиды. И она не может понять, почему на Евгения Александровича вдруг вылилось столько негатива.

— Он был хороший человек. Я-то знаю, что он никогда и никому не желал зла. Если смотрел спектакли, восторгался, ходил за кулисы говорил: «Старик, как здорово!» Поэтому я никак не могу понять, кому он так насолил? Пока Отари Квантришвили не убили, мы не знали, что это криминальная среда. Женю пригласили к нему на день рождения, и он пошел. Это была их первая встреча. В это время как раз снимался фильм «Райское яблочко». Брагинский написал сценарий, подобралась хорошая компания: Янковский, Гундарева, Никоненко. А денег не было. Даже снимались в своей домашней одежде. Женя был одним из продюсеров картины, и он искал, как сейчас говорят, спонсоров. После титров картины идет огромный список благодарностей, включая трест булочных. Да любого сейчас сними, кто ходит на корпоративы, и окажется, что он «связан с криминалом»!

— Может быть, Евгения Александровича недолюбливали из-за его знаменитых розыгрышей?

— Больше половины придуманы. Володя Цукерман, директор Музея трех актеров, рассказывает, будто Женя однажды полез к чиновнику на балкон по пожарной лестнице и сфотографировал его с любовницей, чтобы шантажировать. Куда он полезет со своей комплекцией и больными ногами? И фотоаппарата у него никогда не было!

— Но все-таки неудачные шутки случались?

— Например, в ЦДЛ он действительно сделал глупость, когда перед панихидой лег на постамент для гроба. Просто валял дурака. Конечно, это было цинично. Директор тогда распорядился Моргунова в ЦДЛ не пускать.

— Другой известный розыгрыш, когда Моргунов на троллейбусной остановке прикидывался водителем и просил прохожих подержать рога.

— Это было.

— А «красной книжечкой» для прохода в ресторан пользовался?

— Его и так пускали. У нас ведь актеров очень любили, и он этим пользовался. Жене нравилось, когда его узнавали, просили автограф. Однажды пошел гулять с сыном, и вдруг появились поклонницы. Прекрасная возможность покрасоваться! И он чуть не потерял ребенка. Даже не заметил, как сын выпал из санок.

Евгений Моргунов и Георгий Вицин были друзьями и в кадре, и за кадром. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваше знакомство тоже началось с розыгрыша?

— Мы познакомились в начале января. Как сейчас помню, у него был телефон Б-6-17-61, а на кафедре моего института К 6-17-61. Бывает же так! Я звоню на кафедру — занято, позвонила подруге — тоже занято. Опять набираю и попадаю к Жене. Спрашиваю: «Это кафедра физики?» Солидный голос отвечает: «Да». — «Мне профессора Котова!» — «Я слушаю». — «Я должна сдать зачет...» — «Оставьте ваш телефон, я посмотрю расписание и перезвоню». Через пять минут перезванивает: «Приходите завтра!»

— И вы пришли?

— Я пришла, но меня, конечно, никто не ждал. Правда, Евгений позвонил — наверное, совесть проснулась: «Извините, я пошутил!» Я чуть было не сказала: «Ну и дурак!» Он представился и начал рассказывать о себе. Он воображал из себя звезду. А я — хоть убей — не знала такого артиста!

— Ну как же! Он в «Молодой гвардии» сыграл, «Пес Барбос и необычный кросс» вышел в прокат!

— В «Молодой гвардии» он совсем другой был. Юный, стройный. А картину «Пес Барбос» я, конечно, смотрела, но думала, что Бывалый — не артист, а просто типаж. Мне почему-то казалось, что Евгению Моргунову уже за пятьдесят, и было смешно, что он кокетничает. Он назначил мне встречу на Центральной студии документальных фильмов в Лиховом переулке, а я решила, что он имеет в виду кинотеатр документальных фильмов. И приперлась, конечно, туда. Женя мне звонит: «Что ты за неандерталец такой!» Он рассказал, что снял фильм по Шолохову «Когда казаки плачут» и хочет «обкатать» его на спортсменах в Серебряном Бору. Пригласил меня на этот просмотр, а я поехала с подругой. Ее зовут Таня, но мы договорились, что обе назовемся Наташами. Пусть разбирается!

— Встречный розыгрыш! Евгений Александрович вас вычислил?

— Не сразу. У нас с подругой интонации были похожие, и он со своим музыкальным слухом это, конечно, уловил. А внешне мы с ней совсем разные: у меня лицо овальное, а она круглолицая. И Женя больше на нее посматривал. А потом сказал: «Ну пошли, Наташки!» Вечером позвонил, чтобы узнать, как мы доехали, и пытался с помощью наводящих вопросов узнать, кто из нас та самая Наташа. И как-то догадался. Мы начали встречаться. Он уезжал на две-три недели, но звонил в любое время суток. Мои родители напряглись: «Как это можно звонить по ночам? И вообще, зачем тебе нужен артист?» И я стала на ночь отключать телефон. Родители приняли Женю не сразу. Мама говорила: «Понравится сатана больше красного сокола!» А потом они его полюбили, и он их тоже полюбил. Он обрел семью.

— Вам было 23, ему — 36. Неискушенная девушка и зрелый мужчина, к тому же артист. В чем вы совпадали?

— Где бы он ни был, куда бы ни приезжал, всегда любил исследовать окрестности. Ему было интересно увидеть места, связанные с великими людьми. В Смоленске Женя разведал, что в 100 километрах от города родился Глинка, и отправился туда. А смотреть в четыре глаза всегда интересней. Он везде меня таскал: и на спектакли, и в консерваторию, хотя я и раньше была завзятой театралкой и знала весь репертуар московских театров. Мы были созвучны.

С женой Натальей они были созвучны... Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Но в чем-то вы были разными?

— Я не любительница больших компаний, где нет общения, а просто треп, и каждый норовит себя показать. А Женя любил общество, быть на виду. Когда надо было фотографироваться, я всегда отходила в сторону. Он говорил: «Давай для истории!» Я отнекивалась: «Знаешь, я очень плохо выхожу». — «Ты думаешь, что в жизни выглядишь лучше?».

— А Евгений Александрович был домашним человеком?

— Нет! Но ему надо было все обеспечить. Он ведь по-настоящему почувствовал семью в 39 лет, когда уже родился сын. Наша совместная жизнь началась в 11-метровой комнате коммуналки, где Женя раньше жил с мамой. Тогда квартирный вопрос его не интересовал: у него появилась женщина — балерина из Большого театра Варвара Рябцева, ее называли Вава, на 13 лет старше. Она жила на Кузнецком Мосту, и Женя много времени проводил там. У Вавы был открытый дом. Собирались артисты, играли на рояле. Это общение Женю очень облагородило. Бондарчук, с которым он вместе учился, спрашивал: «Женька, а где ты научился так красиво есть?»

— Вы не ревновали к балерине?

— Нет, что вы? У меня фора была 26 лет. Сначала я об этом ничего не знала, потому что он вел себя совершенно свободно. Наверное, Ваве было обидно. В дом к нам она, конечно, не приходила, но они часто перезванивались. Тогда было время продуктовых заказов. Один заказ Женя нам принесет, другой — ей.

— Он ведь поддерживал Ваву до конца и хоронил. Удивительная верность!

— Это не верность, это просто порядочность. А как иначе? Она не могла дать ему семью, детей, но разве это ее вина?

— Вы много раз переезжали?

— Да. Когда должен был появиться старший сын, Антон, Женя выхлопотал однокомнатную квартиру на Разгуляе. Потом нам дали «двушку» на улице Алексея Толстого, но скоро и там стало тесно. Родился второй сын — Николай. Я поступила во ВГИК, на киноведческий факультет, поэтому с нами жила нянька, и мне приходилось спать на диванных подушках. Потом мы переехали на Пушкинскую, рядом с Театром Станиславского. В этой четырехкомнатной квартире прожили 13 лет. Там был маленький, почти питерский двор-колодец, и в нем находилась шахта метро. Как раз строили новые станции, и по ночам самосвалы с жутким грохотом вывозили породу. Когда объявили, что в доме будут делать капитальный ремонт, Женя сказал: «Я этого не вынесу!» И у него появилась страсть к перемещениям. Я думаю, если бы он был жив, опять бы нас куда-нибудь сковырнул! Переезды как бы стали необходимы. Женя не был занят творчеством, а обретение нового дома — это тоже творческий процесс.


В жизни он не любил оружие, а в картине «Крутые ступени» снялся в роли немецкого офицера. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Он, наверное, не умел отдыхать?

— Даже из санатория сбегал. Однажды мы с Вициными приехали в Юрмалу с детьми, так Женя два дня потомился: «Что я, идиот? На пляж ходить!» — и исчез. Он не мог сидеть без дела. У нас в квартире есть крохотная комнатушка, которую мы называли телефонной будкой за то, что Евгений Александрович часами не расставался с трубкой, договариваясь о творческих встречах и концертах, — другой работы в последнее время у него не было. Его обуревала жажда деятельности, постоянно надо было куда-то ехать, лететь. И я ему в этом не препятствовала. Потому мы, наверное, 36 лет прожили вместе.

— Евгений Александрович был хозяйственным человеком?

— Все тащилось в дом! Если он работал в Средней Азии, фрукты покупались ящиками и передавались с вагоном-рестораном. Хорошо, что я не жадная, не требовательная, но стоило только обмолвиться о чем-то, как любая просьба по хозяйству выполнялась «позавчера».

— А он любил делать подарки?

— В Москве он по магазинам не ходил, а в других городах покупал мне одежду. Приезжал и вываливал покупки. Запомнил, что у меня 46-й размер одежды и 36-й обуви. Звонит как-то: «Тут есть костюм». Спрашиваю: «Какого цвета? — «Бордо». — «Но ты ведь знаешь, я не ношу красные оттенки!» — «Ну сейчас она тебе скажет», — и дает трубку продавщице. Выясняется, что костюм зеленый. Женя знал, что здесь ничего нет, и я никуда не пойду. Однажды я два часа простояла в очереди на улице за рубашками большого размера. Он меня ругал: «А зачем ты стояла? Зашла бы к директору и сказала, что ты моя жена!». Но он никогда ничего не дарил ни ко дню рождения, ни к празднику.

— Каким он был отцом?

— Хорошим, хотя ему некогда было заниматься детьми. Он даже не знал, в какой школе они учатся. Дни рождения не помнил. Но когда он находился в Москве, обязательно ходил с ними в театр и в консерваторию.

— У него ведь был абсолютный слух, и сам Шостакович рекомендовал его в консерваторию.

— Он пропадал в консерватории с детства. Слушал классику, когда учился во ВГИКе у Сергея Герасимова. Симфонии Чайковского знал наизусть. По тактам мог определить, какой инструмент вступает. Он ходил к знаменитому Кнушевицкому на репетиции оркестра. Музыкант говорил: «Жень, выйди!» и кому-то велел сыграть чуть-чуть по-другому. Женя сразу слышал, кто сфальшивил.


Счастливое время, потому что пока вся семья в сборе. С сыновьями Антоном и Николаем. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— В войну Евгений Моргунов работал на заводе и написал письмо Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко...» Пришел ответ: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в Театр Таирова...» Как он относился к Сталину?

— Как воспитали: хорошо. Когда пошли разоблачения, замолчал. Женя в школе был хулиганом. Пришел однажды с рогаткой, метился в какого-то паренька, а попал — на минуточку — в портрет Сталина! Тут же доложили классному руководителю, тот — директору, а директор — куда следует. Вызвали мать и забрали на два дня в отделение. Поняли, что она простая женщина, ей вообще не до диверсий — лишь бы сына поднять на ноги! «За детскую шалость забрали!» — горячилась я. «Но отпустили же!» — говорил Женя.

— Он был верующим?

— Да, но в церковь ходил только по большим праздникам, как его мама. У нее в жизни ничего не оставалось, никакой опоры. С первым мужем она шла под ручку по бульвару, и казаки шашкой разрубили его пополам у нее на глазах. Потом вышла она замуж за Александра Моргунова, он работал бухгалтером в ЦАГИ. Мама выгнала мужа за то, что он гулял.

— Евгений Александрович страдал сахарным диабетом. Он соблюдал диету?

— Это отдельная тема. У нас в доме не было картошки, макарон, сладкого, а он принесет торт или пирожные: «Это — тебе!», а потом, как кот, цапнет кусок и попробуй отними! Забывал колоть себе инсулин. Пятнадцать лет мы жили под дамокловым мечом ампутации. В любую минуту Женя мог лишиться ноги. У него начиналась гангрена. Мизинец уже рассыпался. На сцену Женя выходил в костюме и тапочках и объяснял зрителям, что на него только что бревно упало. В 86-м он слег с инфарктом в больницу. Я приезжала в десять утра и в десять вечера уезжала. Каждый день мне приходилось делать ему перевязки, потому что врачам он не доверял. Какие-то снадобья варила, колдовала. Врачи изумлялись: «Как вам удалось спасти ему ноги?» Мы боролись за его ноги, а умер Женя от инсульта. Потом заведующий отделением сосудистой хирургии мне объяснил, что это явления одного порядка...

Несколько раз в году он лежал в Склифе. И мне было страшно обидно, когда возник слух, что Женя брал у Никулина бесплатные билеты и продавал. Это неправда. Все билеты дарились врачам.

— Трагическая гибель вашего младшего сына Коли, наверное, ускорила уход Евгения Александровича.

— Когда погиб сын, он пошел вразнос. Старался уйти в какие-то компании, выпить, утопить горе. Не мог находиться дома, хотя я его не терзала и всегда держала себя в руках. Я никогда не плачу. Многие семьи рушатся после такого несчастья. Мужчинам хочется поскорее стереть эту страницу.

Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваша внучка Женя Моргунова — музыкант. Гены?

— Наверное. Женю мне «подкинули», когда она в первый класс пошла. Прошел год, как ушли мои мужчины. Женю приняли в музыкальную школу, но сказали, что у нее не пианистические руки и что ей нужна виолончель. Мои дети в шкафу прятались, когда приходил педагог по музыке, а Женю не надо было уговаривать. Я думала: Господи, за что мне такое счастье?

Говорят, что на похоронах Никулина Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» И пояснил: «Люди приходят на кладбище, рыдают... И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается...».

Но смерть развела троицу окончательно: Георгий Вицин покоится на Ваганьковском кладбище, Юрий Никулин — на Новодевичьем, Евгений Моргунов — на Кунцевском. А в нашей памяти они всегда вместе: Трус, Балбес и Бывалый...

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ (киноактер: «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Дайте жалобную книгу» (оба – 1965), «Три толстяка» (1966), «Кавказская пленница» (1967), «Комедия давно минувших дней» (1981), «Покровские ворота» (1982) и др.; скончался 25 июня 1999 года на 73-м году жизни).

У Моргунова был сахарный диабет. Врачи категорически запрещали ему пить и курить. Но он не выполнял их рекомендации. Но сильнее всего его подкосило другое: гибель его младшего сына Николая, погибшего в автокатастрофе в июне 1998 года. По злой иронии судьбы Моргунов умер ровно через год после гибели сына – 25 июня 1999 года. Говорят, за две недели до смерти Моргунов внезапно привел в дом 25-летнюю женщину и заявил жене: «Она будет здесь жить». Наталье Николаевне пришлось уйти жить к подруге. По ее словам: «После Колиной гибели жизнь наша пошла враскосец. Евгений Александрович то рыдал, то глушил себя весельем, „отрывался“ в каких-то компаниях. И не выдержал – у него уже были два инфаркта, потом – инсульт. Больницы, больницы… Просто он потерял смысл жизни. Коля был его любимцем, его надеждой…»

Инсульт у Моргунова случился спустя пару дней после ухода жены. Его положили в Центральную клиническую больницу, где он вскоре и скончался. Отпевание актера прошло в церкви святого Николая в 3-м Голутвинском переулке, похороны – на Кунцевском кладбище.

Многие центральные газеты откликнулись на смерть актера и поместили на своих страницах материалы о нем. В частности А. Тумаркин в «Московском комсомольце» писал:

«Проститься с Евгением Александровичем, неподражаемым Бывалым, пришло на удивление мало людей. Возможно, свою роль сыграли непростые взаимоотношения Моргунова с коллегами по киношно-театральному миру. Возможно – непристойно жаркая погода. А может быть, просто повседневные заботы и тяготы… (Еще одна причина: в те дни в Твери проходил 10-й, юбилейный, фестиваль актеров кино „Созвездие-99“. – Ф. Р. ).

Траурная процессия подъехала к Кунцевскому кладбищу около 14.00. Приехали бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь, актер Анатолий Кузнецов (от актеров еще были Олег Анофриев и Сергей Никоненко. – Ф. Р. ). А в основном – близкие и друзья. В прощальных словах явно прочитывалась не только скорбь, но и ностальгия по ушедшим навсегда временам.

Правильно говорят, что с каждым артистом от нас уходит эпоха. И странное дело: можно сыграть невероятное количество самых разноплановых ролей и остаться невостребованным актером. В том смысле, что вроде он есть, а вроде бы его и нет. И равно наоборот: можно сыграть две-три роли и получить поистине народную популярность. Именно так и вышло у Моргунова. «Самогонщики», «Пес Барбос…», «Кавказская пленница». Чуть позже – точно так же незабываемые и по-прежнему любимые «Покровские ворота»…

Из знаменитой троицы остался один Георгий Вицин. И знаете, что самое страшное? Раньше мы полагали, что однажды найдутся такие актеры, которым по силам будет принять от Бывалых эстафетную палочку. Похоже, мы ошибались…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

МОРГУНОВ Когда режиссёр Гайдай создал знаменитую тройку: Вицин, Моргунов, Никулин, Евгений Моргунов стал популярным артистом. До этого Моргунов в театре киноактёра был на последних ролях. Его всё время пытались выгнать за бездарность.Во время очередной такой попытки

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Евгений ПЕТРОСЯН Евгений Петросян родился 16 сентября 1945 года в Баку. Его родители были далеки от мира искусства (отец математик, мать - инженер) и мечтали о том, чтобы их сын пошел по их стопам. Но тот, судя по всему, унаследовал любовь к сцене от своего дяди, который в

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Евгений БАБИЧ В 50-е годы не было в советском хоккее тройки нападения популярней, чем Евгений Бабич, Виктор Шувалов и Всеволод Бобров. Вот как писал об этом В. Суханов: «Многие объясняли силу этой тройки удачным подбором одаренных игроков. Действительно, каждый из

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Свою первую и единственную жену Евгений Матвеев повстречал в 1946 году в Тюмени. Это была молоденькая студентка музыкального училища Лида. Матвеев руководил самодеятельностью военного училища, где тогда служил. И сам тоже в самодеятельности участвовал.

Из книги Дарю, что помню автора Весник Евгений Яковлевич

Евгений МИЛАЕВ Знаменитый цирковой акробат был женат неоднократно, однако в историю вошел как первый муж Галины Брежневой. Но расскажем обо всем по порядку.С первой женой Милаев познакомился в конце 20-х. Девушку звали Наталья Юрченко. До замужества она успела поработать

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

Евгений МИРОНОВ В юности у Миронова была любовь, которая закончилась весьма драматично. Будучи студентом Саратовского театрального училища, Евгений полюбил красавицу Машу. Полюбил настолько сильно, что не мог и дня прожить, чтобы не увидеть ее хотя бы краем глаза. Маша

Из книги автора

Евгений ПЕТРОСЯН Знаменитый юморист был женат четырежды. Причем со своей второй женой он познакомился в 18-летнем возрасте (в 1963 году), но вынужден был расстаться после нескольких месяцев знакомства. Этой женщиной была Анна Козловская – дочь легендарного тенора Ивана

Из книги автора

Евгений СИДИХИН Сидихин женился в середине 80-х, когда, отслужив в Афганистане, вернулся в родной Ленинград и начал грызть гранит науки в Институте театра, музыки и кино. Со своей женой Татьяной он познакомился случайно – пришел в гости и… влюбился. А через два дня уже

Из книги автора

Евгений УРБАНСКИЙ Со своей первой женой Урбанский познакомился в середине 50-х, когда учился в Московском автодорожном институте (он проучился там всего лишь год, после чего сначала перевелся в Горный институт, а затем, уйдя и оттуда, поступил в Школу-студию МХАТа). Девушку

Из книги автора

ЕВСТИГНЕЕВ Евгений ЕВСТИГНЕЕВ Евгений (актер театра, кино: «Поединок» (1957; капитан Петерсон), «Девять дней одного года» (ученый-физик Николай Иванович), «Человек идет за солнцем» (мотогонщик Николай Черных), «Никогда» (1963; главная роль – директор судостроительного завода

Из книги автора

КАРЕЛОВ Евгений КАРЕЛОВ Евгений (кинорежиссер: «Яша Топорков» (1960), т/ф «Нахаленок» (1962), «Дети Дон Кихота» (1966), «Служили два товарища» (1968), «Семь стариков и одна девушка» (1969), «Я – Шаповалов Т. П.» (1973), «Ради жизни на земле» (1974), т/ф «Два капитана» (1977); погиб (утонул) 11 июля 1977

Из книги автора

КЛЯЧКИН Евгений КЛЯЧКИН Евгений (бард; скончался 30 июля 1994 года в Израиле на 60-м году жизни). Смерть настигла Клячкина во время отдыха в Израиле. А. Павлов пишет: «Его московская знакомая рассказывала:– Я ему говорю – здесь, как на Балтике: вода чистейшая и прозрачная. Он:

Из книги автора

ЛЕОНОВ Евгений ЛЕОНОВ Евгений (актер театра, кино: «Дорога» (1955; Пашка Еськов), «Дело Румянцева» (1956; Мишка Снегирев), «Улица полна неожиданностей» (1958; милиционер Евгений Сердюков), «Полосатый рейс» (1961; главная роль – «укротитель» Шулейкин), «Донская повесть» (1965; главная

Из книги автора

МОРГУНОВ Евгений МОРГУНОВ Евгений (киноактер: «Молодая гвардия» (1948; Почепцов), «Богатырь» идет в Марто» (1955; Гемфри), «Мексиканец» (1956; Майкл), «Рожденные бурей» (1957; Кобыльский), «Пес Барбос и необычайный кросс» (1961; главная роль – Бывалый), «Самогонщики» (1962; главная роль –

Из книги автора

Евгений Леонов В 1946–47 гг. по лестнице Театрального училища имени Щепкина, на этаж выше наших классов, туда, где располагалась балетная студия при Большом театре, частенько поднимался симпатичный, полноватенький, коренастенький молодой человек, обладатель пухленьких

Из книги автора

12. Евгений Моргунов Еще один знаменитый советский комический актер, всенародную славу которому принесла роль Бывалого – главаря невероятно популярной комедийной троицы «Трус, Балбес и Бывалый» – Евгений Моргунов. Актер родился в Москве в 1927 году. Детство и юность его

Актера с колоритной внешностью на роль Бывалого в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» Гайдай искал долго. Евгений Моргунов попался на глаза Пырьеву. Он ему заявил: «Ты утвержден без проб». А слово Пырьева на «Мосфильме» было закон. Моргунов таким и запомнился – в образе толстяка-тунеядца. В первом же его фильме – «Молодая гвардия» в роли Стаховича он выглядел иначе – высокий, стройный красавец. Но вскоре у Евгения обнаружили диабет. Болезнь была причиной его страданий, он сильно поправился, и, как ни парадоксально, благодаря именно полноте получил роль, ставшую его визитной карточкой.

– В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь, – рассказывает Наталья Моргунова, вдова актера. – Мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел ее всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ.

По молодости актер забывал делать уколы инсулина, любил выпить и хорошо закусить. Невозмутимый внешне Моргунов обожал розыгрыши. Он мог, войдя в ресторан, помахать перед носом официанта красной корочкой и заявить: «Посади так, чтобы вон те типы меня не заметили, а я бы видел их как на ладони. И принеси что-нибудь поесть». Его принимали за сотрудника КГБ, всё беспрекословно выполняя. Заходя в салон троллейбуса, актер, пробираясь между пассажирами, требовал предъявить билеты, а через пару остановок выходил, садился в другой троллейбус, повторял тот же трюк и так бесплатно доезжал до места назначения. Снявшись в первом фильме Гайдая, он уже не мог шутить, оставаясь неузнаваемым. Но его и так всюду пропускали без очереди.

Трус, Балбес и Бывалый в 60-е годы были самыми популярными персонажами советского кино. Виновником их заката невольно стал Моргунов. Во время съемок «Кавказской пленницы» он пришел на рабочий просмотр в сопровождении двух девушек. Гайдай приказал посторонним выйти. Режиссер сказал это грубо. Моргунов, обидевшись, не подчинился. И, демонстрируя независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони: «Гайдай, ты не ловишь мышей!»

Тот повторил требование, не церемонясь. И тогда Моргунов чуть не набросился на него с кулаками.

Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым.

Из всей троицы ему выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 руб., Юрий Никулин – по 50 руб., а Георгий Вицин – по 40 руб.

Рассорился Моргунов и с Никулиным после очередной шутки. Однажды он встал у входа в цирк на Цветном бульваре перед началом представления и всем проходящим гражданам говорил, что если они имеют жилищные проблемы, то могут обращаться к директору Никулину. После десятка посетителей Никулин, узнав, с чьей подачи его атакует народ, распорядился не пускать Моргунова на порог цирка, сказав: «У нас и своих клоунов хватает!»

Лучшие дня

После Бывалого Моргунов снимался редко – в «Трех толстяках», в «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Новые, драматические, грани его таланта раскрылись в «Покровских воротах». Но чаще актер зарабатывал на жизнь, разъезжая по городам со сборными концертами «Товарищ кино».

Одолевать болезнь и неприятности на работе ему помогала верная жена. До 30 лет Моргунов жил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, она была старше его на 13 лет. Потом, женившись на Наталье, он поддерживал дружбу с бывшей любовницей и помогал ей.

Моргунов души не чаял в сыновьях. Хотя понимал родительский долг однобоко, считая, что главное – одеть, обуть и накормить. Был и курьезный случай.

– Как-то он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой, – рассказывает Моргунова. – Сын выпал, а Евгений Александрович, задумавшись, не заметил. Очнулся, услышав крик прохожих: «Гражданин, вы ребенка потеряли!»

В последние годы актер едва передвигался. Жена ему даже резинки на носках разрезала – они давили и причиняли невыносимую боль. Он разрезал и ботинки, в них не влезали распухшие ноги. Даже на концертах выходил на сцену в тапочках, отшучиваясь: «По дороге мне бревно на ногу упало».

– Последние 15 лет жил, что называется, под ножом, ему по четыре раза в год врачи говорили: «Ампутируем ноги!» – рассказывает Наталья Николаевна. – Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь.

Окончательно Моргунова подкосила гибель младшего сына.

– Коля гонял на большой скорости. Муж часто его ругал за это, – говорит вдова. – Будто предчувствовал эту трагедию. Коля, возвращаясь ночью с дачи в Москву, заснул за рулем и врезался в дерево.

Когда сын погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. Чтобы спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома – на людях ему было легче.

Его сразил инсульт. Лежа в больнице, он отшучивался: «Вы меня отсюда никогда не вынесете вперед ногами, потому что я – не-вы-но-си-мый!»

Его супруга, Наталья Николаевна, теперь живет с внучкой Евгенией. Актер всегда мечтал, чтобы дети и внуки стали музыкантами. Девочка играет на виолончели и собирается в консерваторию.

– Мне есть ради кого жить, ведь еще у меня есть сын Антон и внуки, старшему – 20 лет, а младшему 10, – говорит она.

Евгения Моргунова в лицо знает каждый любитель советских комедий, хотя мало кто из нынешней молодежи интересуется, как зовут Бывалого из неразлучной гайдаевской троицы. К сожалению, из-за нелепой ссоры с режиссёром Евгений Александрович поставил под удар свою карьеру и потому не стал известен иными образами, помимо преступника в знаменитых комедиях о приключениях Шурика. Моргунов был человеком прямолинейный, любителем шуток и розыгрышей. В частности, актёр периодически использовал свой талант, выдавая себя за должностное лицо, вследствие чего бесплатно проходил на мероприятия, обедал в ресторанах и т.д.

Евгений Моргунов родился в Москве. Детство юного Моргунова было спокойным. Мальчик играл в художественной самодеятельности, увлекался дворовым футболом и много времени проводил с друзьями. Подростковый возраст пришелся на начало Великой Отечественной войны, куда почти сразу же отправили его отца. В скором времени Александр Моргунов погиб. Чтобы помочь матери, подросток с 14 лет работал на военном заводе, где занимался тяжелой трудовой деятельностью. Артист по 12 часов подряд обтачивал болванки для снарядов. За такой самоотверженный труд юноша вскоре получил грамоту, однако до конца своих дней Евгений Александрович считал, что не делал ничего особенного.


В то же время молодой Моргунов увлёкся кино. Юноша тратил все свободные деньги на утренние походы в кинотеатр, часто жертвуя при этом учёбой в школе. Вскоре он загорелся идеей стать актёром. Кроме участия в самодеятельности он успел сняться в массовке на киностудии "Мосфильм", а затем захотел превратить в актёрство свою жизнь. В процессе воплощения этой идеи возникло неожиданное препятствие, так как директор завода воспротивился желанию своего работника и не согласился его отпустить. Тогда смелый юноша поступил радикально и, ни много ни мало, написал с просьбой самому Сталину. Через две недели директору завода "Фрезер" пришел ответ, в котором был приказ направить Моргунова в Камерный театр, где он стал учеником блестящего режиссёра Александра Таирова.


Около года Моргунов проработал в театре, играя во второстепенных и эпизодических ролях. Постепенно он понял, что недостаток актёрского образования ему сейчас не восполнить даже опытом, и потому подал документы во ВГИК, куда и поступил без особого труда. Юноша учился под руководством прославленного режиссёра Сергея Герасимова.

В вузе Моргунов познакомился со многими талантливыми ребятами, ставшими впоследствии прославленными советскими актёрами, в частности, с и .

Фильмы

В молодости Евгений Александрович отличался эффектной, притягательной внешностью, был очень фотогеничным. Сергей Герасимов начал подбирать среди учеников актёров в свой фильм "Молодая гвардия", куда пригласил и студента Моргунова. Позже прославленный актёр вспоминал, что в головах зрителей предатель Стахович настолько прочно ассоциировался с самим Моргуновым, что однажды после премьеры актёра даже попробовали задержать на улице дети, обвинив молодого человека в военном преступлении.


Евгений Моргунов в фильме "Молодая гвардия"

Ходили слухи, что за роль Евгения Стаховича юноша должен был получить Сталинскую премию, однако в итоге было решено не увековечивать образ предателя. Несколькими годами позже вскрылись дополнительные факты из истории организации "Молодая гвардия", и, поскольку фильм было решено привести в соответствии с реальностью, очень многие эпизоды с Моргуновым были вырезаны, а предатель переименован.

Как ни странно, режиссеры не заметили харизматичного молодого человека. Моргунов не стал унывать, а устроился работать в Театр-студию киноактёра, где прослужил вплоть до 1953 года. Примечательно, что артиста с места работы несколько раз попытались уволить, якобы за отсутствие актёрского таланта. Возможно, дело было в трудном характере исполнителя, который любил подшутить, невзирая на статус, а также отличался прямолинейностью и резкостью в словах.


Евгений Моргунов в фильме "Гори, моя звезда"

С 1951 по 1953 год Моргунов совмещал работу в Театре-студии киноактёров со службой в Малом академическом театре, параллельно он снимался в эпизодических ролях на киностудии "Мосфильм", однако ни на сцене, ни перед камерами молодому актёру не доверяли серьёзные образы. В таком режиме прошло более 10 лет, прежде чем случайная встреча на студии перевернула жизнь Моргунова.

В то время у была не самая светлая полоса в режиссёрской карьере. Только что его новый фильм провалился в прокате, и огорченный режиссер уехал в деревню. Там он и решил экранизировать небольшую юмористическую поэму Степана Олейника в виде короткометражки. Для трио друзей-алкоголиков Гайдай довольно быстро нашел актёров и , но третье место оставалось вакантным.


Режиссёр перепробовал множество актёров, и никто из них режиссера не впечатлил. Ситуацию спас , директор "Мосфильма", в телефонном звонке заверивший Гайдая, что нашел подходящую кандидатуру. К тому времени красавец-Моргунов успел несколько облысеть и располнеть, что в сочетании с телосложением и характером делало его идеальной кандидатурой на роль Бывалого.

Короткометражный фильм "Пёс-Барбос и необычный кросс" мгновенно прославило троицу. Картина была настолько успешной, что ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале 1961 года. В кинотеатрах был аншлаг, народ сразу же влюбился в комичных антигероев. Вторая короткометражка "Самогонщики", выпущенная в том же году, укрепила славу троицы.

Актёры и в жизни сдружились между собой, что не могло не повлиять положительно на их сыгранность. Однажды произошел и вовсе беспрецедентный случай: попросил Гайдая "одолжить" ему актёров и персонажей, а потому в 1964 году Трус, Балбес и Бывалый появились в комедии "Дайте жалобную книгу" в эпизодических ролях.

Затем последовало ещё 2 успешных фильма с троицей, прежде чем в коллективе возникли конфликты. В конце десятилетия актёры рассорились между собой и с тех пор практически не общались. Тем не менее образ шайки продолжил вдохновлять работников кинематографического искусства, в частности, легендарное трио появилось в мультфильме "Бременские музыканты".


Легендарное трио в мультфильме "Бременские музыканты"

В это же время Моргунов поругался с Леонидом Гайдаем, что в итоге поставило крест на карьере актёра в большом кино. Точно неизвестно, способствовал ли Леонид Ионович творческим неудачам артиста, или просто коллеги не хотели ссориться со вспыльчивым режиссёром, однако, начиная с семидесятых, Евгений Александрович почти перестал появляться в заметных ролях.

В 1980 году актёру ещё раз выпала возможность предстать перед публикой в образе Бывалого. Режиссёром Юрием Кушнерёвым был снят фильм-кроссовер "Комедия давно минувших дней", где смешались несколько кинематографических реальностей - Труса и Бывалого, сотрудничающих с "великим комбинатором" Бендером и его бессменным помощником Воробьяниновым. Но все попытки вернуть славу оказались для Моргунова тщетными.


Евгений Моргунов в фильме "Комедия давно минувших дней"

В период с 1980 по 1990 год актёр снялся менее чем в десятке фильмов. После перестройки дела так и не наладились, кризис в стране ударил по киноиндустрии. Для Евгения Александровича в новой реальности места так и не нашлось.

Личная жизнь

Евгений Александрович был в браке дважды. Первой его супругой стала балерина Варвара Рябцева, которая была старше супруга на 13 лет. Их семейная жизнь не заладилась.


Второй женой артиста стала девушка по имени Наталья. Пара сыграла свадьбу в 1965 году, в браке у них родилось двое сыновей - Антон и Николай. Младший Николай погиб в результате ДТП за год до смерти отца.

Смерть

После заката карьеры актер очень переживал из-за своей невостребованности. Несмотря на диабет, Евгений Моргунов злоупотреблял спиртным. Артист перенес два инфаркта и инсульт. Близкие говорили, что смерть младшего сына очень пошатнула и без того слабое здоровье Моргунова.


Евгений Александрович умер 25 июня 1999 года в московской больнице в результате второго инсульта. Отец и сын Моргуновы похоронены на Кунцевском кладбище.

Фильмография

  • В 6 часов вечера после войны
  • Это было в Донбассе
  • Секретная миссия
  • Смелые люди
  • Дайте жалобную книгу
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика
  • Три толстяка
  • Морские рассказы
  • Бабушки надвое сказали...
  • Бравые парни

«Про Моргунова ходит много нелепых слухов и сплетен. И забывают, что именно он привел в искусство Сергея Бондарчука , выбил квартиру напротив Кремля для Броневого и был готов прийти на помощь любому», — рассказал «АиФ» друг Евгения Моргунова Владимир Цукерман.

ПРАВДОРУБ

— Моргунов был человеком прямым, рубил правду-матку в лицо. Поругался с Министерством культуры — из-за этого ему не дали следующего звания, так и умер Моргунов заслуженным, а не народным артистом. Его вычеркивали из кинословарей, отказывались снимать. Мы помним Евгения Моргунова только по роли Бывалого, а ведь у него в фильмографии более 100 ролей! Да, ему доставались роли жандармов, фашистов, полицаев, каких-то громил. А он мог бы сыграть Черчилля — есть фотопробы Моргунова на эту роль. Шпаликов для него писал роль поэта Демьяна Бедного, но и это не срослось. Рассказывают, что во время съемок последнего гайдаевского фильма, где фигурировала знаменитая троица, — «Кавказской пленницы » — Гайдай так разругался с Моргуновым, что выгнал его прямо во время съемок и с тех пор с ним не разговаривал.

— Их конфликт произошел из-за ерунды, — объясняет Владимир Цукерман (по одной из версий, Моргунов некорректно себя повел на просмотре отснятых фрагментов фильма, куда зачем-то привел своих поклонниц. — Прим. ред.). — После этого Гайдай снимал в «Кавказской пленнице» вместо Моргунова только дублеров — холодильник уже нес не он, за рулем на горе Ай-Петри тоже был дублер. Гайдай мне сам потом рассказывал: «Бондарчук приводил ко мне Моргунова мириться. А чего мириться? Я не хочу, для меня этот человек не существует».

После Гайдая тройку пытались «реанимировать» другие режиссеры — Эльдар Рязанов в «Дайте жалобную книгу » и Карелов в «Семь стариков и одна девушка », но это уже было не то.

ВСЁ В СЕМЬЮ

— Евгений Моргунов был небедный человек, — продолжает Владимир Цукерман. — Он жил в четырехкомнатной квартире на Краснопролетарской улице в центре Москвы. У него была прекрасная семья — двое детей, жена Наталья Николаевна, которая его боготворила. Они поженились в 1962 году. До этого Моргунов жил с балериной Варварой Рябцевой, которая была на 10 лет его старше. Общение с Рябцевой он не прекращал даже после женитьбы. Когда она совсем постарела, ухаживал за ней, носил лекарства, продукты. Супруга не ревновала, она была мудрая женщина. (Кстати, в этом Моргунов в какой-то степени повторил судьбу Георгия Вицина . Вицин в свое время увел жену у своего учителя Николая Хмелёва, народного артиста СССР. Вицину тогда было 19 лет, а его избраннице — 34 года.) Да и Моргунов был великолепный семьянин. Всё тащил в семью. Приходил к директору магазина «Океан» в период тотального дефицита и говорил: «Пять баночек черной икры, пять — красной икры и десять банок крабов». Директор удивлялся: «А что так много?» Моргунов пожимал плечами: «У Вицина через четыре дня день рождения». — «А ты знаешь, неделю назад приходил Вицин и говорил то же самое про тебя...»

О Моргунове сейчас говорят много нехорошего: мол, у него были связи с криминалом; что он завидовал более востребованным коллегам по цеху, поскольку его на серьезные роли звали редко, а собственные сценарии, в которых он мечтал воскресить тройку Трус — Балбес — Бывалый, заворачивали; что много выпивает, а перебрав, буянит; что может ни с того ни с сего послать человека по известному адресу. Но мало кто вспоминает о том, что иногда он был готов в лепешку разбиться, чтобы кому-то помочь.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин

Как-то под Новый год Моргунов собрал звездный коллектив и поехал в Бутырскую тюрьму — там сидел сын его друга, журналиста Генриха Сечкина. Актеры дали бесплатный концерт, и только тогда парня перевели в двухместную камеру из жутких условий — в битком набитой камере задержанные могли только стоять, а спали по очереди по 2 часа. Моргунов с Якубовичем ездил куда-то на Дальний Восток вызволять человека из тюрьмы. Он таким был всегда — как-то к профессору ВГИКа, знаменитейшему тогда режиссеру Сергею Герасимову подошел никому еще не известный студент Евгений Моргунов с просьбой: «Сергей Аполлинариевич, посмотрите солдатика!» Герасимов отмахнулся: «Какой солдатик? Набор уже закончен!» — «Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же пять минут!» Герасимов смилостивился, послушал — и взял солдатика без экзаменов. Солдатиком этим оказался Сергей Бондарчук. Броневому именно Моргунов выбил квартиру напротив Кремля. Чьих-то детей помогал устроить в детский сад, кому-то пробить место в больнице, кому-то привозил продукты. Как-то у Олега Анофриева забрали права. Моргунов узнал об этом и говорит Анофриеву: «Поехали к начальнику ГАИ. Ему сегодня 50 лет, поздравим и решим вопрос». Анофриев отказывался: «Ну что ты, Женя, не надо». Но Моргунов настоял. И вот они приехали к начальнику ГАИ Москвы, у него в приемной уже стояли горы цветов. Моргунов выхватил из вазы самый лучший букет и направился в кабинет. Через 15 минут права были в руках у Анофриева. Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк к Никулину, только по купленным билетам. Моргунов же выписывал контрамарку на два лица, потом подрисовывал единичку и проводил 12 человек в ложу дирекции.

ЛЮБИМЧИК ЖЕН

Моргунов любил подкалывать друзей, коллег и просто прохожих.

— Однажды он где-то раздобыл красные «корочки», ездил в трамвае, проверял билеты, — вспоминает Владимир Цукерман. — На остановке иногда спускал рога троллейбуса и говорил первому попавшемуся: «На, подержи, чего стоишь?!» Тот, естественно, держал, думая, что Моргунов — водитель. А Моргунов переходил на другую сторону и наблюдал. В это время настоящий водитель уже понимал, что что-то не так, выходил из кабины и ругал по матушке того, кто схватился за рога. Когда Моргунов был еще молодой, симпатичный, его очень любили жены генералов. Как-то на банкете несколько дам пристали к нему: «Ну Женя, ну отрежь маленький кусочек торта». — «Не хочу!» — «Ну пожалуйста!» Тогда он отрезал маленький кусочек, оставил его, а остальной торт взял и унес. Любил подкалывать гаишников. Как-то едет на «жигулях», специально развернулся на полосу встречного движения, его, конечно, остановили. Тогда Моргунов крикнул гаишнику: «Смирно!» Тот отдал честь. Моргунов поинтересовался: «Ну что, нарушил?» — «Нарушил». — «Вольно! Я решил проверить твою бдительность». И поехал дальше. В другой раз, когда гаишник остановил Моргунова, тот опускает стекло и говорит: «Иди сюда, моя дорогуша! На, пожми руку Моргунову, вон сзади едут Вицин и Никулин. Съемка!» Страж порядка даже жезл из рук выронил.

Евгений Моргунов в фильме «Большой аттракцион»

Он хохмил, каламбурил, дурачился, но сам был невероятно умным и начитанным человеком. Мог без нот играть Брамса, Шопена, Шостаковича. Когда у меня была презентация Музея трех актеров, я диктовал адрес Никулину и Моргунову: «Приезжаете на улицу генерала Берзарина...» Никулин спросил: «А кто такой этот Берзарин?» И тут Моргунов начал рассказывать всю биографию генерала — где родился, на ком женился, где учился, на каких фронтах воевал.

Перед гастролями он сначала изучал историю того города, куда должен был ехать. Кладбища, рынки и краеведческие музеи — это первые три места, куда он ходил, знакомясь с местными достопримечательностями. Как-то в Кемерове после концерта машина, которую послали за актерами, припозднилась. Все стоят, интересуются друг у друга: «Кто же нас повезет?» Моргунов, ничего не спрашивая, вдруг ткнул в первого попавшегося человека с машиной, припарковавшегося у концертной площадки: «А вот шофер!» Мужчина засмущался: «Ну конечно, довезу. О чем разговор?» «Шофером» оказался полковник КГБ из отдела по борьбе с организованной преступностью в высших эшелонах власти. Как-то Моргунов прибыл в Горьковскую область, позвонил сразу в администрацию: «Вам привет от Алексея Николаевича Косыгина. Это Моргунов, народный артист, депутат бундестага. После меня к вам приедут на гастроли Вицин и Никулин, я позабочусь. Завтра в 10 утра, пожалуйста, чтобы не было никаких осложнений, привезите три спецпайка — на меня, Вицина и Никулина. Я доложу о вас кому следует». В 10 утра действительно принесли пайки. А на Дальнем Востоке Моргунову за участие в концерте вручили рыбу килограммов на 8. Он покачал головой: «Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что у моих друзей Вицина и Никулина такой рыбы не будет». Ему еще две рыбины дали. Никулин потом жаловался: «Хоть бы кусочек нам привез». Евгений Моргунов любил поесть, обожал сладкое, хотя всего этого ему было нельзя. В молодости у него начался сахарный диабет, и из худощавого красавца с шикарной шевелюрой он превратился в большого лысого мужчину.

— На самом деле в еде он мог держать себя в руках, — говорит Владимир Цукерман. — На поминках Утесова и рюмки не выпил, сказал: «Я пришел, чтобы проститься с другом, а не пить и есть». И весь вечер просидел, ни грамма не выпил, ничего не съел. Во ВГИКе сокурсник Моргунова как-то нарисовал картинки будущего. Моргунов был изображен солидным полным человеком. Все посмеялись, но спустя недолгое время он действительно стал таким — весил 132 кг. В конце жизни диабет его совсем подкосил, а смерть сына сломила настолько, что он стал опять худеть (младший сын Моргунова Николай погиб в 1998 году в автокатастрофе. Отец переживет его всего на год, перенеся за этот год два инфаркта и инсульт. — Прим. ред.).

У него была диабетическая стопа, он, хромая, выходил на сцену в ботинке и тапочке, говорил, что на съемках упал с лошади, повредил ногу. Это все было очень грустно, нога болела страшно, но ничего уже нельзя было сделать.